Очередное заседание Общественного совета по контролю за разработкой никелевых месторождений при Воронежской областной Думе прошло на редкость демократично. На нем присутствовала даже целая группа казаков – причем не из Воронежской, а из Волгоградской области. Их участие в обсуждении рабочих вопросов могло, конечно, привести к митинговым страстям, но председатель Совета профессор Виктор Бочаров за них поручился и оказался прав: казаки терпеливо сидели на протяжении всего заседания, ожидая рубрики «Разное».
Неустановленное лицо в неустановленное время
Ничего интересного гости для себя, кажется, не услышали. Как выразился Виктор Бочаров, «в отчетный период деятельность Совета происходила в основном в рамках разбора жалоб и заявлений, часто не относящихся напрямую к уставным задачам общественной структуры».
Ничего, кроме недоумения, не вызвала переписка Совета с новохоперскими силовиками, которых общественники просили разобраться с фактами незаконной добычи песка – это было одним из пунктов предпоследнего заседания. Ответ из Новохоперского отдела внутренних дел гласил: «Установлено, что в неустановленное время неустановленное лицо тайно похитило песок из карьера, после чего исчезло» - и, раз так, нет и дела. Почему-то, при огромных масштабах подобных хищений ни разу в Воронежской области «песконосы» не были наказаны.
- Кроме того мы поддерживали переписку с 80-летним жителем Костомукши Георгием Криворучко, - сказал председательствующий. - Это, поясню, город горнодобытчиков в Карелии, где железную руду добывают открытым способом. Но почему-то товарищ Криворучко озаботился возможной шахтной добычей в нашей области и проблемами экологии – в Белгороде. Переписываемся. Объясняем.
Сельскохозяйственный фейк
Точно так же не понятна была для Бочарова позиция Министерства сельского хозяйства, которое, якобы, высказалось в одном из СМИ за проведение «общественной экспертизы проекта» - причем за счет правительства Воронежской области. Многие журналисты подали это как выражение солидарности чиновников с радикалами экологического движения.
- Между прочим, в Краснодарском крае, который недавно возглавлял руководитель Минсельхоза, добывают нефть, газ, мрамор, полиметаллические руды - и никогда Ткачев с ними не боролся наоборот, поддерживал, это же большие деньги для регионального бюджета!- вновь блеснул энциклопедическими познаниями профессор Бочаров.
- Я звонил в Минсельхоз: там открещиваются от газетного фейка: никаких официальных решений или хотя бы заявлений по воронежскому никелю от руководства нет, - успокоил Бочарова его заместитель в Общественном совете Сергей Огнивцев.
- Боюсь, чем ближе к выборам, тем больше будет таких фейков, - вздохнул спикер собрания.
С прицелом на партнерство
Мужественно выслушали собравшиеся проект обращения к Уральской горно-металлургической компании, который зачитал координатор общественного движения «За развитие» инженер Андрей Слепченков.
Суть обращения – в том, что возможный инвестор с Урала уже сейчас должен начать консультации с производителями оборудования Воронежской области как возможными поставщиками для строящегося комбината.
Большая часть текста состояла из перечисления номенклатуры продукции по каждому из отобранных с помощью ТПП и интернета 18 предприятий Воронежа и Борисоглебска: буровые станки, установки очистки воды, насосы, вспомогательное оборудование.
Некоторые изготовители сегодня работают на конкурентном мировом уровне – вроде «Гидрогаза» или «Рудгормаша», другие, возможно, должны будут подтянуться до уровня требований потенциального заказчика.
- Но взаимовыгодность такого партнерства бесспорна, и лучше уже сейчас прорабатывать пути к нему, - выразил убеждение докладчик.
Злее, беднее, активнее
Необычной была презентация научной работы психолога, члена Совета Ирины Дмитроченковой. Ее работа – пока еще, правда, нигде не опубликованная, не рецензированная, - была посвящена исследованию такого феномена, как идентичность населения Прихоперья. Судя по ее исследованиям, жители сел и городов вдоль Хопра в Тамбовской, Воронежской и Волгоградской областях – это чуть ли не отдельный «хоперский народ». И его ядро – хоперские казаки – «суперпассионарны»: они злее, активнее, беднее и при этом веротерпимее донских казаков.
Вот тут наши волгоградские (не представившиеся) гости не выдержали:
- А вы помните, что Хопер в Дон впадает? Нет у нас больших различий! У вас познания о казачестве на уровне Галустова! Вы знаете, что Галустова выгнали из казаков?
Вообще-то Галустов никогда не был ученым. Упоминание фамилии было лишь эхом скандала внутри казачьего движения – когда атаман Галустов пытался уличить казаков-антиникелистов в поддержке из-за границы и других антидержавных грехах.
Добро с кулаками?
О методах радикальных активистов высказался начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области Павел Бойко.
- В среду вечером на меня произошло нападение,- сообщил чиновник. - Молодой человек набросился на меня со словами «это вы лоббируете никелевые разработки? Это вы не поддерживаете большинство населения?». Я вынужден был обратиться в полицию.
- Вполне возможно, это провокация, - моментально прокомментировал урюпинский атаман. – Не будем спешить делать выводы. Надо сначала разобраться, что к чему.
Что ж, приятно слышать из уст непримиримых бойцов такие слова, как «надо разобраться», «не будем спешить с выводами». Раньше таких слов они будто и не знали.
Но, по большому счету, так ли важно, было нападение провокацией или осознанной формой протеста? Не должно быть вообще насилия в этой социально чувствительной, подверженной всем влияниям сфере.
И жаль, что Совет, потратив столько времени на второстепенные вопросы, не принял по этому поводу никакого заявления.
Автор: Анатолий Марченко
Комментарии