Профессионалы воронежского спорта тоскуют по бюджетной кормушке

Профессионалы воронежского спорта тоскуют по бюджетной кормушке

А местные строители с трудом справляются с «социальной нагрузкой» в виде поддержки команд


 

Едва завершился сезон для спортивных команд, как раздались сетования руководителей воронежских клубов на то, что без бюджетной подпитки им не выжить. Напомним, что федеральный центр настоятельно рекомендовал  региональным властям с 2016 года прекратить финансирование профессионального спорта за счет бюджетных средств. Понятно, что не везде это запрет соблюдается напрямую; в конце концов, в России есть регионы, чьи бюджеты позволяют им тратить деньги, не считая.

Нотаких регионов очень немного. И Воронежская область в их число не входит.

Тут надо сделать пару пояснений.

Пояснение первое

Содержание профессиональных спортивных команд в России – штука затратная и непрозрачная. На днях «Время Воронежа» сообщало о возбуждении уголовного дела по факту уклонения от налогов руководителем гандбольной «Энергии». А в конце 2015 года шуму наделало уголовное преследование директора хоккейного клуба «Буран» Сергея Ткачева, которому тоже инкриминировали неуплату налогов в крупном размере.

В итоге деньги были найдены и возвращены государству. Но найдены где? В бюджете, ведь учредителем хоккейного клуба является воронежская мэрия!

В октябре прошлого года, когда комиссия гордумы рассматривала очередную корректировку муниципального бюджета, главный финансист Воронежа Елена Муромцева пояснила депутатам, что команду «Буран» бюджет не дотирует, а уплачивает за нее долги по налогам. На тот момент в качестве такой «недотации» потребовалось выделить «Бурану» 10,5 млн рублей. А заодно еще и 2 млн баскетбольному «Скифу».

Помнится, как в 2000-м году Владимир Кулаков, едва став воронежским губернатором, делился на пресс-конференции первыми впечатлениями от новой работы. Пришел ко мне, говорил он, президент футбольного «Факела» и говорит, что клуб остро нуждается в деньгах. Так мы ж вам дали, отвечал Кулаков. А нам еще надо, настаивал президент. Для чего? А для работы с судьями.

«Работа с судьями» - это эвфемизм, которым в мире отечественного спорта называют подкуп арбитров.

Положение, при котором из бюджета выделяют деньги на противоправные действия, нельзя считать нормальным. Но когда профессиональный спорт содержится на казенные средства – по-другому не получается.

Пояснение второе

По сути, в мире существуют две системы профессионального спорта. Одна, условно, американская. Другая, безусловно, китайская.

Китайская является продолжательницей советской системы, только без лицемерия. Лицемерие советского спорта заключалось в том, что профессиональный спорт у нас был объявлен любительским. То есть люди получали зарплату за то, что они бьют по мячу или по шайбе, но все они официально считались офицерами, рабочими, студентами. Финансировалось это  государством, ибо негосударственные источники дохода в Советской стране были не предусмотрены.

Китайские спортсмены тоже финансируются государством, либо бизнесом, аффилированным с государством (а другого в Китае нет), но их профессиональный статус сомнению не подвергается. Характерно, что по мере усиления экономического кризиса успехи китайских спортсменов делаются все скромнее.

«Американская» система подразумевает вклад государства только в детский спорт. А профессионалы существуют за счет публики, приходящей на их выступления, за счет рекламных контрактов, за счет платного телевидения.

То есть за счет высокоразвитой экономики.

В современной России как будто пытаются соединить эти две системы. Но не выходит. Потому что нет высокоразвитой экономики, а у государства нет денег, чтобы платить за эти забавы.

Но при этом в России есть люди, которые ходят на стадионы и болеют за свои команды. И вы можете не верить, но воронежские «Факел» и «Буран» пользуются бешеной популярностью. Да, звезд с неба они не хватают, однако публику собирают многотысячную. И не считаться с этим власть не может.

Практически невозможно

В России наиболее успешные клубы поддерживают госкорпорации. Но в Воронеже нет ни «Газпрома», ни «Роснефти». Здесь есть ПАО «ТНС энерго Воронеж», чей управляющий директор Евгений Севергин после встречи с губернатором в 2012 году стал президентом «Факела».

С тех пор на сайте футбольного клуба это акционерное общество значится «партнером» «Факела». Да, многие подозревают, что в тариф «ТНС энерго Воронеж» закладывается содержание футболистов, но ведь, если разбираться, вся страна – через «Газпром» - спонсирует питерский «Зенит» и массу других спортклубов, а через РЖД – общество «Локомотив».

На этом фоне затраты на «Факел» не выглядят критичными. Кстати, каковы эти затраты?

А никто вам не ответит. Потому что ответом может заинтересоваться налоговая инспекция.

Сообщается, что в 2011 году бюджет «Факела» был на уровне 150-170 млн рублей, 60 млн из которых были выделены региональной казной.Известный футбольный деятель Константин Сарсания, который некоторое время работал в воронежском клубе, отзывался о «Факеле», как об очень богатой команде, в которой зарплата одного игрока составляет от 120 тыс. рублей в месяц и выше.

Некоторые футбольные экономисты рассчитывают бюджеты клубов, исходя из мест команд в турнирной таблице. В связи с этим на одном из форумов появилось сообщение, что бюджет «Факела» составляет, минимум, 15-20 млн долларов.

На самом деле, важен просто порядок цифр. И из этого порядка следует, что дефицитная воронежская казна такие расходы не потянет ни в коем случае.

А вот ПАО «ТНС энерго Воронеж» - другое дело.

Да еще в довесок к этому покровителю власти предложили еще нескольких. И не только для «Факела».

В конце прошлого года директора воронежского хоккейного клуба журналисты спросили:

– Известно, что «Буран» поддерживают дорожные, строительные фирмы. Насколько вложения спонсоров существенны? Полностью они покрывают необходимый бюджет?

Ответ Сергея Ткачева был роскошен:

– Нет. Покрыть полностью — практически невозможно.

Между тем, в минувшем сезоне, как сказал президент областной хоккейной федерации, «в добровольном порядке» «Бурану» помогали 40 воронежских компаний.

Пусть это останется между нами 

Ткачев – человек практичный. Уже по окончании сезонаон продолжил давление на областную власть, заявив РИА «Воронеж»:

- Я был на собрании участников Высшей хоккейной лиги в Геленджике и общался с руководителями многих команд. И что оказалось – «Буран» является единственным клубом ВХЛ, который не получает денег из бюджета. Все команды финансируются властями, Воронеж – исключение. Руководитель очень серьезного клуба, не буду его называть, сказал мне: «В вашем регионе провели чудовищный эксперимент над местным спортом».

Конечно, это неверно. Закон «О физической культуре и спорте РФ» предписывает, что ни федеральный, ни региональные, ни муниципальные бюджеты не обязаны финансировать деятельность профессиональных спортивных клубов. По закону бюджетные деньги должны идти на строительство спортивных объектов, поддержку спортшкол, подготовку сборных команд и т.п.

Поэтому если в каких-то регионах дело обстоит так, как сказал Ткачев, значит, тамошние прокуроры зря едят свой хлеб. А воронежскую власть стоит похвалить за стремление соблюсти букву закона.

Сергей Ткачев мог бы поблагодарить ее за то, что подогнала ему спонсоров в виде «дорожных, строительных фирм». Не сами же они пришли.

Именно что воронежские строители неожиданно для себя оказались главными попечителями воронежского профессионального спорта. (По информации «Времени Воронежа», привлечение к этому делу «дорожников» оказалось разовой акцией.)

Названия этихфирм вы не прочтете на сайтах воронежских спортклубов. Нет их и на майках спортсменов. Редкий случай – спонсор не желает афишировать свою благотворительную деятельность.

Потому что у него не было никакого желания заниматься такой благотворительностью. Появилось оно лишь в результате общения с руководителями области.

Все это не очень похоже на цивилизованные отношения власти и бизнеса, но и другого способа поддержать спортивные команды, которые привлекают внимание публики, у правительства области, кажется, нет.

Отдельные представители воронежского строительного комплекса под большим секретом сообщили «Времени Воронежа», что взамен на такую социальную нагрузку они получили от властей некоторые преференции в своей деятельности.

Показательно, правда, что нагрузка эта, по нашей информации не распространяется на крупнейших воронежских застройщиков – ДСК и «Выбор». Может быть, причина в том, что все, что могут дать здешние власти, у них уже есть.

А другие фирмы, помельче, не смотря на преференции, понемногу начинают изнывать от тягот профессионального спорта.

Во-первых, бухгалтерия спортивных команд – штука стихийная, прорва, которой сколько денег ни дай – все будет мало.А во- вторых, благотворное действие льгот имеет свойство заканчиваться, а кризис, напротив, обороты набирает, сужая рынок покупателей жилья и заказчиков офисных центров.

В общем, и у строителей, и у спортсменов как будто нет желания продолжать это сотрудничество. Но и деваться им друг от друга некуда.

Других спонсоров у власти для клубов нет. Других денег клубам ждать не приходится: у бюджета области сейчас задачи гораздо более серьезные.

Трудно привыкать жить по средствам, когда этих средств не хватает.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Если спорту нет бюджетной поддержки - значит и спорта не будет. Конторы, которые чем то и помогали ранее - они стали бедноваты. А что делать спорту? Призыв жить по средствам - имеет место. Единственное - а кто знает, сколько надо посредственных денег, что бы появились российские Муххамеды Али, Попенченко, Яшин (царствие им небесное)? Вопрос открыт. Поэтому, если денег ни на что не хватает - и не надо говорить о тех , кто вам по большому счету и не нужны. Щеки надувать не надо. Надо честно признаться - воспитание спортивной молодежи не укладывается в ваш бюджет. Последствия, я думаю, всем понятны. Нет денег на ученых, нет денег на спортсменов, нет денег на пенсионеров, нет денег даже на собачьи приюты. А тогда возникает вопрос - где вы прохреначиваете эти деньги заработанные страной? Страна большая, богатая - а денег нет. Похоже, вы их считать не умеете, или воруете со страшной силой, так что другим вообще ничего не достается. ЕДРО - это вам вопрос, как к правящей силе. А лучше - к ФСБ. Куда смотрят майоры?