План по электронным услугам Воронежской областью перевыполнен на 14%

План по электронным услугам Воронежской областью перевыполнен на 14%

Но деньги на информатизацию мы получим как отстающий регион


 

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в своем официальном сообщении  известило о том, что по результатам 2016 года был превышен плановый показатель в 50% по доле граждан, использующих электронные государственные услуги.

Райком закрыт. Все ушли в виртуальную реальность

В 2016 году в целом по стране этот показатель составил 51,3%, сообщает пресс-релиз ведомства.  Заданной цели не достигли 53 субъекта РФ, и лишь  32 региона превысили плановый показатель в 50%.

Как известно, согласно указу президента, целевой показатель по доле граждан, использующих электронные государственные услуги в 2018 году должен составить 70%.  50% - это промежуточный, но психологически важный показатель. И далеко не все регионы смогли его преодолеть.

Профильный департамент облправительства пока не отчитался о точных показателях. Но, по данным Росстата, Воронежская область  в 2016 году сделала  серьезный рывок в этом направлении. Если по итогам 2015 года  доля пользователей электронными госуслугами в области составляла 39,2% ,что было чуть ниже среднего по России, то  к концу прошлого года  Воронеж имел уже 64,2%.

Если год назад мы числились восьмыми в ЦФО,  то теперь нас опережает только Москва и Калуга. А по динамике с Воронежем могут сравниться разве что стартовавшие почти с нуля некоторые  регионы Кавказа.

Элементарная  арифметика

В прошлом году  различные ведомства вели активную, если не сказать агрессивную  пропаганду (со всех ведь спросят про 50%)  электронных госуслуг – в Воронежской области особенно активны были  был Фонд социального страхования,  Пенсионный фонд, управление МВД. Помимо буклетов, стендов, устных разъяснений  эти ведомства  при любом удобном случае использовали СМИ.  Возможно, не без результата.

- Самой востребованных на региональном Портале госуслуг является услуга по приему заявления и постановке на учет в детские сады, - сообщили интернет-газете Время Воронежа» в департаменте связи и массовых коммуникаций Воронежской области. - Популярны также электронные услуги по социальным выплатам, по предварительной оценке права на получение субсидий на оплату ЖКХ. Все чаще люди пользуются  так называемым электронным льготным калькулятором.

Но, скорее всего, сработали не уговоры, а чисто прагматические соображения наших граждан.

Похоже, именно воронежцы  быстрее многих научились считать потенциальную экономию, которую сулят электронные сервисы. Именно в 2016-м у граждан уже появилась возможность оплатить госпошлину со скидкой в 30% за такие популярные услуги, как регистрация транспортного средства или получение водительского удостоверения. А штрафы за  нарушения ПДД  и для продвинутых потребителей госуслуг вообще могут обойтись в «полцены».

Как мы раньше устраивали детей в сады? Коробку  конфет с шампанским под мышку – и вперед, к заведующей. Сейчас на конфетах, шампанском и маршрутке  можно сэкономить.

Фактор традиционной воронежской бережливости (раньше говорили – «жлобства») снова сыграл свою положительную роль

Компьютеры субъективнее людей

Но все это, повторимся,  данные Росстата, полученные путем не совсем для Росстата традиционным – путем соцопроса. Сами исследователями признают,  что такой метод -  не самый объективный. Гражданин  может сообщить о себе как о пользователе электронными сервисами, если, например, просто  заходил на сайт Госуслуг. Или  нажимал на кнопку в инфомата в зале ожидания.

Есть еще один, вроде бы более объективный критерий - количество граждан, зарегистрированных на Портале, а точнее - в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).  

И здесь Воронежская область демонстрирует на порядок худший другой результат -  22,5%,  43 место в рейтинге. Это по данным на  сентябрь прошлого года, более свежих нет.

И директор Департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Владимир Авербах разъяснил с трибуны своего ведомства, почему такие данные не сильно востребованы: «Сегодня почти треть граждан не указывает в своем профиле на Едином портале госуслуг регион проживания. Согласно ранее действующей методике при определении доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА, информация о таких пользователях распределялась по всем субъектам РФ, пропорционально их населению. Это не позволяло объективно оценить долю граждан в ЕСИА в каждом из регионов».

Вот  ведь парадокс!  Электронные технологии, позволяющие отслеживать  каждый шаг гражданина, не  могут помочь установить, сколько граждан пользуются этими технологиями.

Объективность – не главное

Даже  ведущие эксперты сферы предпочитают полагаться на собственный опыт и ощущения, чем на такую  статистику. Почетный гость форума  РИФ-Воронеж, партнёр UsabilityLab Дмитрий Сатин  так прокомментировал проблему корреспонденту интернет-газеты «Время Воронежа»:

- На самом деле  фоне  бурного подъема интрнет-бизнеса  Госсервис выглядит отстающим. Я сам 4 часа потратил на регистрацию нового автомобиля,  три документа понадобилось, чтобы дополнить   интернет-процедуры. Программе электронизации не хватает человечески ориентированного подхода. Начиная эту программу, ведомства  первым делом сократили штаты: труд- на плечи машин. Персонал сократили, а адекватного инструмента не дали. Портал  госуслуг работает как передатчик, а  основная работа по-прежнему лежит на девушке-операторе, перед которой теперь вместо человека стоит еще один монитор.  

Как бы то ни было,  именно цифра 22,5% - доля зарегистрированных на Портале Госуслуг - была учтена  при распределении средств на  программу  «Информационное общество». В этом году далеко не все регионы получат субсидии, но Воронежская область – получит. Примерно 150 рублей на каждого пользователя, которого нужно зарегистрировать в ЕСИА для обеспечения выполнения показателя указа Президента РФ №601.

Удивительно, мы оказались отстающими и именно по тому критерию, которому нужно. Если бы  у нас было достаточно зарегистрированных пользователей, и денег бы не получили.

А во всем остальном – мы передовики. По развитию МФЦ  по итогам 2016 года Воронежская область вообще -  лучшая в стране. На втором месте – Москва.

Обойти Москву –  это действительно дорогого стоит. Возможно, это единственный критерий лидерства, которому сегодня можно доверять. 

Автор: Александр Саубанов

17:12 06.03.2017

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Цифровые услуги - это признак нормального развитого общества. НО, я собираюсь на пенсию и решил посмотреть, сколько мои работодатели перечислили в ПФР на мое будущее безоблачное житие. Сразу же - я увидел непонятки. Я родился еще при Сталине, а мне предлагают схему расчета, как для родившихся после 1966г. И я бы согласился, если бы это было так. Но у меня есть справка из роддома и паспорт. И я не понимаю, почему меня делают таким молодым идиотом? И еще, меня бесит следующее!!!. Почему я должен контролировать каждый шаг государства, и эти шаги влияют на мое благосостояние? Ведь я же плачу налоги, я плачу все штрафы, я содержу и Путина и Медведева и всех остальных. Я даже женщин на 8 марта поздравляю (и кто придумал этот праздник - нас в коллективе 4, а их красивых-11, а еще куча знакомых девушек). А ответ простой - государства - нет. Есть бараны, которым все равно, где пионерить, на рынке или в моем кошельке. И все опять сводится в одну точку. Эта точка - там, где живут по своим законам. Навальный прав. Тысячу раз прав. Если я, начинаю думать о деньгах, которые могу потратить на тюльпаны и считаю копейки - Навальный прав, хоть он и не рукопожатный.