Николай Киселев: «В абсолютном большинстве случаев за плохие воронежские дороги наказывают водителей»

Николай Киселев: «В абсолютном большинстве случаев за плохие воронежские дороги наказывают водителей»

Председатель регионального отделения "Комитета по защите прав автомобилистов" ответил на вопросы читателей интернет-газеты «Время Воронежа» 


 

«Несколько лет назад федеральные власти фактически повысили максимально разрешенную скорость на 20 км/час (отменив административное наказание за превышение скорости до +20 км/ч). Вроде бы  для лучшей пропускной способности дорог. Но в Воронеже  все водители сбрасывают перед радарами скорость  до +10 и менее. Может, что-то изменилось в ПДД, а мы не знаем?»

Анатолий, «Ниссан-Альмера»

- Что  касается пропускной способности дорог, то  наукой давно доказано, что её максимальные значения достигаются при скоростях 50-55 км/час (в зависимости от состава транспортного потока). Так, что на заторы данная мера никоим образом не могла повлиять. 

Депутаты хотели исключить возможность привлечения водителей к административной ответственности из-за суммарных погрешностей измерительной техники (спидометры автомобилей и измерители скорости). По сути, опять всё закончилось увеличением суммы наложенных штрафов.

Теперь, когда все понимают, что безнаказанно можно ехать и 80 км/час,   опаснее стало быть пешеходом. Так, что  правильно делают те, кто не разгоняется до 80, а лучше – не превышает  официальный лимит в 60 км/час.    Тем более, что гражданско-правовую ответственность за наезд на пешехода никто не отменял.

«Почему так подорожали полисы ОСАГО? Когда эта обдираловка кончится?»

«Автоледи Мария»

- Центробанк РФ ещё с 1 октября 2014 года поднял базовые ставки по ОСАГО. При этом  в целях создания видимости конкуренции впервые были установлены их минимальные и максимальные значения для каждой категории транспортных средств. Например, для легковых автомобилей минимальная ставка стала 2240 руб, а максимальная – 2574 руб. С 12 апреля 2015 года их ещё раз подняли до 3432 руб. и 4118 руб. соответственно. В этом диапазоне каждая страховая компания вправе самостоятельно выбирать базовую ставку, предварительно известив Центробанк РФ. В основном, конечно, все работают с максимальными значениями.

  Для окончательного определения стоимости полиса эти базовые значения умножаются на различные коэффициенты, зависящие от возраста, стажа, периода использования, мощности двигателя, наличия или отсутствия страховых выплат. В результате стоимость страховки  с 2014 года, действительно, возросла в 2 и более раза.

Одним из коэффициентов, который может снизить стоимость страховки, является так называемый ”бонус-малус” (Кбм). За каждый безаварийный год даётся скидка 5%.  Максимальный размер скидки -50%. Если страховщик осуществил выплату по вашему полису, то имеет право на применение повышающего коэффициента.

Очень часто страховщики ”забывают” о заработанных автомобилистами скидках и применяют неправильный, более высокий Кбм. Стоимость страховки при этом может увеличиться на 3-5, а то и более тысяч  рублей.

Так, что   надо знать свой «бонус-малус»  и следить за правильностью его применения. Кстати,  вы имеете полное право попросить у представителя страховщика письменный расчёт требуемой с вас суммы.

Иногда, правда, и сами страхователи способствуют этому бардаку. Например, права поменяли – надо обязательно письменно сообщать об этом своему страховщику, иначе скидка пропадёт.

Для  восстановления своего законного Кбм необходимо написать письменное заявление в страховую компанию, с которой заключён договор ОСАГО. 

«Воронеж заполонили знаки, запрещающие остановку. А на основании каких критериев устанавливают эти запреты?»

Временный Пешеход

- Действительно,  наши управленцы с подозрительной настырностью пытаются снижать аварийность и повышать пропускную способность дорог исключительно посредством запретов на  парковку под угрозой принудительной эвакуации. И ведь что интересно: бороться с такой любовью властей к запретительным мерам практически невозможно.

В прежние времена знаки “Остановка запрещена” и “Стоянка запрещена” разрешалось устанавливать только в случаях, когда “стоящие транспортные средства не позволяли обеспечить требуемый уровень пропускной способности дороги”. Теперь этот критерий из нормативных документов убрали.

Действующий ныне ГОСТ Р 52289-2004 не обременяет какими-либо ограничениями, а  просто констатирует: “знак  ”Остановка запрещена” применяют для запрещения остановки и стоянки транспортных средств”. В общем, “масло масляное” получилось на выходе. Зато чиновникам вольница: где хотят, там и запрещают. И противопоставить этому нечего. Остаётся только к совести и здравому смыслу призывать. Но с такими понятиями во власти сейчас слабо знакомы.

Дороги разбиты, хорошая разметка только в центре города, да и то - по праздникам, пешеходные переходы невозможно обнаружить даже днём, светофоры лепят, как бог на душу положит. И никому до этого дела нет.

Зато знаки, запрещающие парковку, заполонили уже не только центральные улицы, но и окраины города с дворовыми проездами. Довольны такой обстановкой лишь коммерсанты, делающие деньги на эвакуации с помощью ГАИ и мэрии.

«Большую часть года дороги в городе находятся в удручающем состоянии. Минувшей зимой я сам попал в открытый люк и разбил подвеску. Кто-нибудь займется у нас, в конце концов, этой проблемой? ”

Владимир,  Воронеж, стаж 23 года

- Недавно даже наша довольно лояльная к ГАИ и местным органам исполнительной власти Прокуратура не удержалась и озвучила страшную статистику. Из-за плохих дорог  в прошлом году в Воронежской области произошло  1338 ДТП, в которых погибли 213 и ранены 1675 человек. Причём, данная статистика не учитывает ДТП, в которых машины разбиты, но люди остались целы. Таких ДТП - на порядок больше!

Результатами прокурорских проверок установлено, что органами местного самоуправления не принимались достаточные меры по обеспечению безопасности дорожного движения: ямы своевременно не заделывались, нужные знаки не ставились, пешеходные переходы не обустраивались, дороги не освещались. В итоге прокурорами привлечено к ответственности свыше 190 виновных лиц. Это, конечно, капля в море. Но в  абсолютном большинстве случаев за аварию, где главный «виновник» - плохая дорога, наказываю водителей.

Я ещё не знаю случая, чтобы при попадании в яму ГАИ не вменила бы автомобилисту нарушение п.10.1 ПДД РФ: мол, скорость неправильно выбрал.

Чтобы не стать без вины виноватым нужно бороться за свои права. Согласно действующему законодательству мы имеем право беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии установленным правилам. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение автомобилей с разрешенной ПДД РФ скоростью. 

«Как надо действовать, чтобы возместить ущерб из-за ямы на дороге за счёт виновников?»

Владимир,  Воронеж, стаж  23 года

-В поиске ответа на этот вопрос неоценимую помощь окажет административный регламент, утверждённый приказом МВД РФ №380 от 30.03.2015 года. Этот документ детально прописывает порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении надзора за соблюдением требований законов, правил и стандартов при строительстве, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

Данным регламентом сотрудникам  предписано незамедлительно прибывать на место ДТП, документировать обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения.

На месте ДТП инспектор  должен установить и зафиксировать наличие дорожных условий, сопутствующих ДТП, а также недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог. При их наличии принять меры к обозначению и ограждению опасных мест.

Инспектора ГИБДД должны проверять на соответствие требованиям нормативов более 20 параметров состояния дорог.

Согласно действующему в России ГОСТ Р 50597 - 93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения”, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД РФ скоростью. Максимально допустимые на дорогах размеры ям и выбоин составляют по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см. Все, что больше этих размеров хотя бы по одному параметру, - должно быть огорожено, обозначено и в кратчайшие сроки устранено.

Cледует понимать, что к неудовлетворительным дорожным условиям относятся не только ямы, снег и гололед. В равной степени совершению ДТП могут способствовать неправильно установленные, невидимые или отсутствующие дорожные знаки, разметка, освещение.

При обнаружении недостатков в состоянии дорог, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС должен составить “Акт выявленных недостатков”. Требуйте от инспектора ДПС составления этого акта!

Также не забудьте на месте ДТП взять копии всех составленных документов - это ваше законное право. В своих объяснениях подробно опишите обстоятельства ДТП: расположение автомобиля, размеры ямы, отсутствие дорожных знаков, разметки, ограждений. При наличии недостатков в содержании дорог сотрудники ГАИ обязаны возбудить дело, провести административное расследование, найти виновных должностных лиц и привлечь их к ответственности.

Но чаще всего водителю самому приходится искать ответственную за бардак организацию и в суде доказывать ее виновность. Если ответственной организации найти не удастся, то иск нужно подавать к собственнику дороги.

Перед подачей искового заявления о возмещении ущерба необходимо провести оценку причиненных вашему автомобилю повреждений у независимых экспертов. Затем желательно написать досудебную претензию на имя руководителя дорожно-эксплуатационной организации с требованием возместить причиненный ущерб.

К заявлению надо приложить копии всех документов, имеющих к нему отношение (протоколы, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и т.д.). Если в течение месяца после отправки требования ответчику вы не получили от него ответа или он отказался возместить ущерб в добровольном порядке, тогда прямая дорога в суд.

Как показывает практика, получить возмещение ущерба по ДТП, связанному с неудовлетворительными дорожными условиями, вполне реально.

«На мой взгляд, эвакуация автомобилей  принесла больше вреда, чем пользы. Истрепала нервы половине города, а улицы все равно загромождены. Это  борьба с пробками или просто бизнес?»

Н.В.,  Воронеж

-Задержание транспортного средства, в просторечии называемое эвакуацией, существует и применяется Госавтоинспекцией с незапамятных времён. Однако до поры до времени эта мера не пользовалась особой популярностью. В 2012 году полномочия на разработку нормативно-правовой базы по данному вопросу были переданы субъектам Российской Федерации. Дела пошли веселее.

Конкурсы на право заниматься эвакуацией были отменены. Доступ к разработке ”золотой жилы” теперь получили только юридические лица и индивидуальные предприниматели из особого списка, формируемого уполномоченным органом.

Сейчас на эвакуатор можно залететь практически за любое нарушение правил остановки и стоянки, будь то невыполнение требований дорожного знака или разметки, остановка на пешеходном переходе, стоянка автомобиля в местах остановки общественного транспорта, далее первого ряда от края проезжей части и за многое другое. При этом совершенно неважно, создаются кому-либо препятствия для движения или нет.

Увы, это просто коммерция!

Но с 1 сентября 2016 года в КоАП РФ начнут действовать недавно внесённые изменения: забирать машину со штрафстоянки можно будет и без оплаты работы эвакуаторов. Сейчас же, даже будучи невиновным – водитель ради вызволения машины обязан оплатить эвакуацию. Считаю нововведение очень своевременным и необходимым.

«После вызова ГАИ на место ДТП  сейчас приезжают некие аварийные комиссары и обещают не только оформить ДТП, но и оказать содействие в судебных тяжбах со страховщиками. Сам не сталкивался,  но ими просто детей уже пугают. Стоит ли им доверять?»

Алексей, г. Липецк

- В первые годы после введения ОСАГО миллиарды  ”сэкономленных” рублей благополучно оседали на счетах страховых компаний. За судебной защитой обращались 2-3 человека из сотни обманутых страхователей. Но у нас никогда не было дефицита охотников до чужого добра. И вот уже по всей стране начали плодиться юридические конторы по выбиванию денег из страховых компаний.

Через несколько месяцев типовых судебных разбирательств клиент получал незаконно удержанные деньги. При этом со страховщика дополнительно взыскивали судебные издержки: стоимость  экспертиз, оплата труда представителя. Это и был доход автоюристов.

В 2012 году Пленум Верховного суда РФ  распространил действие закона ”О защите прав потребителей” и на страхование. Это дало  потребителю право обращаться в суд по месту жительства, а не по месту регистрации страховщика, освободило его от уплаты госпошлины, позволило взыскивать компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Такое решение суда сделало бизнес на обманутых автомобилистах ещё более привлекательным.  В ответ страховщики   приняли целый ряд сомнительных мер. Появились   предварительная запись, живая очередь, довески в виде ненужных клиенту страховок жизни и квартир, дефицит бланков и т.п.

В итоге для  «автоюристов» собственно защита прав потерпевших отошла на второй план. Как и для любого другого бизнеса, главной целью их работы стали деньги.  «Автоюристы» делают всё для того, чтобы втянуть клиента  в судебный процесс. Чуть ли не на каждом столбе красуются призывы: “Лишают прав? Вернем!”, “Выкуп страховых долгов!”,  “Увеличение выплат через суд!”

Юридические конторы начали расширяться: в них появились собственные службы аварийных комиссаров, доморощенные эксперты-оценщики. Юристы стали похожи на курьеров. Приходилось встречаться с такими в мировых судах: в руках десяток дел одновременно и ни малейшего представления о том, кого конкретно он сегодня защищает.

Однако подбор клиентов около офисов страховых компаний уже не обеспечивал возросших потребностей коммерсантов. В тренде - захват клиента прямо на месте ДТП. Не успел человек в ГАИ позвонить, а ”двое из ларца” уже предлагают оформить всё в лучшем виде. Документы соберут,  в страховую компанию отвезут, деньги перечислят в срок. Только подпишите здесь и тут!

Под страхом ожидания инспектора ДПС в течение 6-8 часов водители подписывают, не читая!  А потом оказывается, что они просили взысканные по суду деньги перечислить на расчетный счёт юридической конторы, к тому же  готовы отдать ей   присужденный судом штраф.

Когда указываешь на эти пункты договора потерпевшим, - их глаза округляются от удивления. Спрашиваю у автоюристов: почему не разъясняете клиентам право на получение штрафа и возможность обойтись без суда? В ответ слышу: ”Так ведь не спрашивают! А если спрашивают - разъясняем!”. Ну, это к слову. О честности перед клиентом.

В общем, потерпевшие иной раз вообще не знают, сколько им причитается по решению суда. Они получают то, что посчитает нужным перечислить юридическая контора.

Иногда дело вообще доводят до примитива. Автоюристы осматривают автомобиль потерпевшего, прикидывают сумму ущерба, занижают его раза в два (чтобы уж точно не прогадать) и предлагают клиенту. Но зато сразу на руки! В обмен просят заключить договор переуступки долга.  Многие соглашаются и на такой откровенный грабёж, лишь бы не связываться со страховой компанией и судами.

Бурное возмущение страховщиков нынешней судебной практикой и бесчинством автоюристов вынудило законодателей принимать меры противодействия. Был придуман досудебный порядок урегулирования страховых споров. То есть, прежде чем подавать иск в суд,  потерпевший в ДТП обязан направить страховщику досудебную претензию. Это даст возможность страховой компании среагировать на требование потерпевшего, удовлетворить их в полном объёме или выплатить неоспариваемую часть возмещения еще до суда.

Однако текущая практика показала недостаточную эффективность принятых мер. Теперь вот хотят вообще заменить страховую выплату на ремонт машины в том сервисе, на который укажет страховая компания. Это, конечно, очередной перегиб. В общем, пока страховщики борются с автоюристами, крайними, как обычно, остаются простые автомобилисты.

Так что автомобилистам желательно самим соблюдать элементарные нормы закона при обращении в страховые компании и более критично относиться к различным аваркомам и автоюристам, предлагающим всё и сразу  на месте ДТП.

Сложного в этом ничего нет. Нужно помнить, что копии всех необходимых для обращения в страховую компанию документов (протокол, постановление, справка о ДТП) инспектор ДПС обязан выдать на руки участникам ДТП сразу после их составления. Причём, совершенно бесплатно. Останется передать их в страховую компанию, написать заявление на выплату и предоставить свой автомобиль к осмотру.

Если автомобиль серьёзно повреждён, то везти его никуда не надо. Осмотр может быть проведён по месту нахождения,  в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления. Если в установленный срок страховщик ничего не сделал, то у потерпевшего  появляется право провести оценку ущерба самостоятельно, не представляя поврежденное имущество  на осмотр. В течение 20 дней после подачи заявления и представления необходимых документов страховщик должен перечислить деньги.

Полагаю, что данный алгоритм действий под силу всем и без помощи посредника. Если же денег в обозначенный срок вы не получите (что случается крайне редко) либо размер выплаты будет явно занижен (что бывает чаще), тогда и может потребоваться правовая помощь.

Причём, у вас будет достаточно времени для выбора настоящих профессионалов своего дела, которые будут стоять на страже именно ваших интересов,  а не зарабатывать на вас деньги.

 

13:10 01.07.2016

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Прочитал с интересом. Многое из сказанного, как говорится, задевает за живое. Наконец-то хоть кто-то стал говорить об опасностях, порождаемых отсутствием разметки и обозначений пешеходных переходов на дорогах города. Вот услышал, что мэрия только 27 июня (!) проводила конкурс на подрядные работы по горизонтальной разметке ?! У меня знакомый дорожник в Подмосковье работает на разметке, так говорит, что у них конкурсы еще в феврале-марте прошли и компания уже тогда набрала заказов на весь сезон. А кто же тогда будет "конкурировать" в Воронеже? Маляры-Равшаны? Опять будут "рисовать" масляной краской, которая держится 2-3 месяца? Понятно, что у нас не М-4 в городе,но ведь можно составить программу, постепенно, частями переходить на долговечный холодный пластик?