В Воронеже за несколько часов 13 июня выпала почти половина месячной нормы осадков – 27 мм. Пострадали Ленинский, Советский, Коминтерновский, Железнодорожный, Центральный районы города. Где-то разбились покрытия дорог и тротуаров и обрушились кирпичные сооружения, где-то подтопились здания и вывелись из строя машины. Издание «Время Воронежа» связалось с юристами и адвокатами, чтобы узнать, кто будет нести ответственность за испорченное имущество воронежцев. Ситуацию также прокомментировала городская администрация.
Напомним, 13 июня Воронеж ненадолго превратился в водный город. Воронежцы были вынуждены передвигаться по улицам чуть ли не вплавь, если они оказались пешеходами. С автомобилистами все тоже непросто – многие машины стали обездвижены из-за стихийных осадков, автобусы залились водой, но все равно продолжали «бороздить» воронежские улицы, напоминая Титаник, как подметили в одном из видео горожане. Сами пассажиры общественного транспорта по возможности держались выше уровня воды, им приходилось становиться на сидения, чтобы не оказаться в холодной грязной воде. Также залились подъезды и торговые здания, перекрестки, улицы. Из-за грозы падали деревья и обрывали провода.
Как сообщили в администрации города, с магистралей, где проходит муниципальная ливневая канализация, вода ушла спустя короткое время после окончания осадков, даже с самых проблемных мест, располагающихся в низинах. Напомним, что общая протяженность таких сетей в Воронеже – более 210 км. На балансе муниципалитета более 3,5 тыс. смотровых колодцев и почти 2 тыс. ливнеприемных.
По данным мэрии Воронежа, за 13 и 14 июня в Воронеже с улиц города убрано 10 упавших деревьев, а также сломанные ветки, районными комбинатами благоустройства очищено от нанесенного песка около 1,5 тыс. решеток ливнеприемников, закрыты для проезда участки улиц (съезд на улицу Героев Сибиряков), где покрытие пострадало из-за потоков воды. Управы районов проводят объезды территорий, фиксируют все появившиеся дефекты, чтобы составить планы по их устранению.
В администрации также напомнили, что в случае подтопления автомобилей владельцам необходимо произвести фиксацию и оценку ущерба, в частности, посредством обращения в страховую компанию – для урегулирования вопроса в рамках правового поля, в том числе в судебном порядке.
Редакция интернет-газеты «Время Воронежа» обратилась к экспертам за разъяснением ситуации с юридической точки зрения. Так кто же ответит за потопленные машины?
– По общему правилу ответственность за причиненный вред несет причинитель вреда. То есть тот, в результате чьих действий или бездействия вред был причинен. В теории все не так сложно. Если ливень был таким, что ни одни самые технически совершенные водоотводящие коммуникации, именуемые в народе ливневкой, с его последствиями не справились бы, то иск предъявлять не к кому. Разве что к Богу. Если же ущерб причинен вследствие плохой работы той самой ливневки, ответственность несет тот, кто такую ее работу «обеспечил», – прокомментировал адвокат АК «Рывкин и партнеры» Станислав Рывкин.
Эксперт также отметил, что высока вероятность прибегнуть к экспертизе. Так, по его мнению, если водоотводящие коммуникации, сооруженные в данном конкретном месте, технически соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям, но не справились с ливнем по причине их ненадлежащего обслуживания (к примеру, их плохо чистили), ответственность за вред будет нести эксплуатирующая организация.
Если коммуникации плохо спроектированы, сооружены с отступлением от проекта, допущены ошибки в ходе их устройства и тому подобное, ответственность должна возлагаться на проектировочную, строительную организацию. А также орган или организацию, осуществляющую контроль за теми самыми проектированием, строительством и, что важно, приемкой и вводом в эксплуатацию городских коммуникаций. Как мы понимаем, за последнее в большинстве случаев ответственность должна нести соответствующая администрация. Что, надо отметить, на деле происходит редко.
– Вряд ли нужно быть Нострадамусом, чтобы предположить, что виновником у нас снова будет назначена «стихия». Таким образом, обратившемуся за судебной защитой (возмещать вред в добровольном порядке у нас как-то не принято) нужно будет доказать наличие той самой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) виновного лица и наступившим вредом, – рассказал Станислав Рывкин.
Адвокат АК «Дробышев и Партнеры» Даниил Дробышев также отметил важность причинно-следственной связи:
– Главное, чтобы была причинно-следственная связь между возникшими осадками и наступившими последствиями. Нужна взаимосвязь того, что госвласть могла как-то предвидеть, но не предотвратила этого. Если такой взаимосвязи не будет, что органы госвласти могли это как-то предвидеть и предотвратить это. Или, что устранение данных проблем каким-то образом входило в их обязанности, но они не устранили. Тогда, безусловно, в действии должностных лиц будет выявлена халатность и нужно будет разбираться, – прокомментировал Даниил Дробышев.
– Сначала нужно в претензионном порядке обращаться в управляющие компании, ЖКХ и в администрацию города – писать по поводу качества ливневок, ждать проверку. В дальнейшем будет судебное разбирательство, на основании чего вынесут определенное решение, – сообщил юрист, управляющий партнер консалтинговой фирмы «InROST» Максим Селин.
Автор: Виктория Ненашева
Фото взято из Телеграм-канала «Воронеж №1»
Комментарии