В конце 2018 года председатель СК РФ Александр Бастрыкин подписал приказ о создании в структуре ведомства спецотделов по расследованию врачебных ошибок. А уже в этом году Следственный комитет России (СКР) предложил добавить в Уголовный кодекс новые статьи о врачебных ошибках. Соответствующий документ был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 20 июня.
Однако документ спустя несколько часов удалили. В СКР «Коммерсанту» пояснили, «что на портале по ошибке оказался обсуждавшийся еще в 2018 году вариант, вызвавший критику среди медицинского сообщества, и в новом варианте изменятся положения об ответственности врачей – лишение свободы за врачебные ошибки не предусматривается».
Разработанный СКР законопроект, который был опубликован, предусматривал введение двух новых статей в УК РФ – ст. 124.1 «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)» и ст. 124.2 «Сокрытие ненадлежащего оказания медицинской помощи (медицинской услуги)», которая касается случаев фальсификации медицинскими работниками документации или подмены или уничтожения биологических материалов.
Первая статья в случае гибели двух или более лиц по неосторожности врача предусматривает наказание до шести лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься врачебной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Вторая предусматривает штраф до 300 тыс. рублей или ограничение свободы на срок до трех лет. Если виновным по этой статье является руководитель медицинской организации, штраф увеличивается до 1 млн рублей, а ограничение свободы до четырех лет с лишением права заниматься врачебной работой – до пяти лет.
Интернет-газета «Время Воронежа» собрала мнения представителей воронежского медицинского сообщества, юристов, экспертов страховых компаний, чтобы выяснить, как в регионе застрахованы медики от обвинений во врачебных ошибках.
Председатель совета ассоциации работников здравоохранения Воронежской области, главврач городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 10 Михаил Иванов:
– Способы защиты от уголовного преследования аналогичны способам защиты, действующим в РФ. В случаях, если в рамках уголовного дела обвиняемым является врач, он также считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Ассоциация часто проводит мероприятия за защиту врача от уголовного преследования. Совместно с Национальной медицинской палатой мы регулярно проводим семинары, где разъясняют права, а также способы их защиты медработниками, которые подверглись уголовному преследованию. Ассоциация всегда отстаивала идею недопустимости уголовного преследования врачей за профессиональные ошибки. Поэтому мы участвуем в разработке положений для внесения изменений в УК РФ за некачественное оказание медицинской помощи, полагая, что работа над подобными законопроектами без участия медицинского сообщества может привести к более активному преследованию врачей со стороны следственных органов и ужесточению уголовного преследования. Главной целью этих мероприятий является создание статьи в УК, где будет определено, что за неумышленные осложнения врач не будет сидеть в тюрьме. Это принципиальный вопрос. В своем желании оградить врачей, прежде всего, от тюрьмы ассоциация всегда будет стоять на объективности следствия.
Михаил Иванов обеспокоен созданием спецотделов по расследованию врачебных ошибок. По его словам, все медсообщество опасается, что это приведет к ужесточению наказаний и резкому росту числа уголовных дел:
– Сейчас в Cледственном комитете РФ создаются специальные отделы по расследованию ятрогенных преступлений. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль сказал Александру Бастрыкину, что принятое решение беспокоит большинство врачей — они уверены, что это приведет к увеличению количества медицинских дел и ужесточению наказаний. Медики в принципе не понимают, почему ни по одной профессии нет специальной статьи в уголовном кодексе, а теперь не только предлагается специальная статья для медицинских работников, но и в следственных органах формируются отдельные структуры по врачебным делам.
Доцент кафедры судебной медицины и правоведения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Виталий Кирилов заявил, что будущие врачи также обеспокоены возможным введением в уголовный кодекс новых статей о врачебных ошибках:
– Я отношусь крайне отрицательно к введению этих статей, ведь будет увеличено наказание до шести лет лишения свободы. Сейчас мы уже наблюдаем такую тенденцию, что выпускники не идут работать в специальности, которые связаны с высокими летальными рисками. Например, хирургия, реаниматология. Они боятся как раз того, что их могут привлечь к уголовной ответственности. Введение этих статей, ужесточение лишь усугубит эту ситуацию.
Кроме того, Виталий Кирилов рассказал, какие дисциплины изучают студенты для того, чтобы избежать профессиональных ошибок и наказания за них:
– На нашем курсе правовых дисциплин студенты изучают основы законодательства, которые регулируют медицинскую деятельность, изучают законодательство, предусматривающее ответственность врача за совершение профессиональных правонарушений. Соответственно, студенты знакомятся с тем, за какие правонарушения могут их привлечь, какое наказание им грозит. На курсе судебной медицины студенты изучают как раз принципы экспертной оценки их деятельности при расследовании преступлений. Это позволит будущему специалисту избежать профессиональных ошибок, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности при отсутствии практического опыта.
За 2018 год в департамент здравоохранения Воронежской области поступила 1281 жалоба. По статистике департамента, каждое пятое обращений в облздрав – это жалоба. Из них большего всего нареканий поступает на работу медицинских учреждений и их сотрудников – 731, 196 жалоб – на отношение к больным и их родственникам, 129 – на качество оказания медицинской помощи взрослым в стационарных, 58 - на грубость, невнимательность и неправильное поведение медработников, 81 – на качество оказания медпомощи детям, 86 – взрослым.
В 2019 году за период с января по май в департамент уже поступило 790 жалоб. Больше всего – на работу медицинских учреждений и их сотрудников (423), на качество оказания медицинской помощи взрослым в стационарах (112).
Адвокат Наталья Панарина из адвокатской конторы «Жеребятьев и Партнеры» заявила, что некоторые дела о врачебных ошибках так и не доходят до суда:
– Практика по обжалованию врачебных действий и проведения процессуальных проверок по ним приобрела особую актуальность в последние годы, и сейчас наблюдается тенденция к ее возрастанию. Однако процент «правовой эффективности» таких проверок для правоохранителей остается низким, и зачастую дела о врачебных ошибках так и не попадают в поле зрения судей. Это связано с необходимостью органа предварительного расследования наряду с другими обстоятельствами доказывать наличие причинно- следственной связи между врачебной деятельность и наступившими тяжкими последствиями для пациента. Это по делам данной категории представляет особую сложность в связи с отсутствием четкой законодательной регламентации и правоприменительной практики в этой сфере.
Согласно существующей судебной практике, основными наказаниями, назначаемыми судом медицинским работникам, являются штраф либо условное наказание. При этом лишение права заниматься врачебной практикой либо иной медицинской деятельностью может иметь место лишь по решению суда на определенный срок.
Наталья Панарина также рассказала, как врачам защитить себя от уголовного преследования:
– Следование врачебным инструкциям, применяемым методикам лечения, стандартам и предписаниям оказания медицинской помощи, указанным в должностных обязанностях или трудовом договоре медицинского работника, является фундаментальной защитительной мерой. Заключения внесудебных экспертных бюро, как и специалистов в различных отраслях медицины, в том числе и Национальной ассоциации заслуженных врачей в РФ и его региональных отделений. Кроме того, периодическое прохождение врачами курсов повышения профессиональной квалификации, медицинских стажировок, наличие положительных результатов аттестации медицинского работника также являются эффективными факторами врачебной защиты.
По мнению Михаила Иванова, увеличение жалоб на медработников происходит из-за того, что не решен вопрос обязательного страхования врачей, как во всем мире, и подача жалоб во многом связана с возможными денежными компенсациями:
– Это еще одна возможность получить деньги, чему способствуют и некоторые недобросовестные юристы, находя для себя возможную выгоду. Объективно качество диагностики и лечения у нас в стране улучшается.Действуя в интересах врачей региона, в настоящее время ассоциацией разрабатывается порядок централизованного страхования профессиональной ответственности врачей, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью пациенту, связанный с выполнением ими профессиональных обязанностей.Именно централизованное страхование будет способствовать как снижению взыскиваемых сумм в счет возмещения вреда здоровью, выплачиваемых из бюджета медорганизаций, так и страховых премий, подлежащих уплате при заключении договора страхования. Кроме того, в случае возбуждения уголовного дела в отношении врача, ассоциация осуществляет компенсационные выплаты на услуги адвоката как на предварительном следствии, так и в рамках рассмотрения дела в суде.
Начальник управления страхования ответственности компании «Ингосстрах» Дмитрий Шишкин заявил, что всего в России застраховано более 10 тыс. врачей и медицинских работников:
– По нашей статистике, частотность предъявления претензий к врачам в Воронежской области не сильно отличается от средней по России. Мы страхуем как ответственность медицинского учреждения, ответственность членов ассоциации врачей, так и ответственность отдельного медицинского работника. По нашим оценкам, в России на данный момент застраховано не более 5% медицинских специалистов. До недавнего времени у нас было застраховано только несколько медицинских учреждений Воронежа и Воронежской области, поэтому мы пока не принимали участие в судебных процессах.
Виталий Кирилов подчеркнул, что страхование не поможет избежать врачу уголовной ответственности:
– Такой инструмент защиты, как страхование, имеет место быть. Но он может покрыть только материальный вред, который будет взыскан с врача. А уголовная ответственность остается, врач ее в любом случае не избежит. Я думаю, что можно развивать страхование врачей. Поскольку оно может защитить хотя бы от реального имущественного ущерба.
Подготовила Эльвира Бутырина
Комментарии