Реальные доходы населения Воронежской области по итогам 2017 года упали на 2%. Такие данные указаны в аналитическом материале Воронежстата о социально-экономическом положении Воронежской области, опубликованном 13 марта. Орган госстатистики приводит для сравнения данные по итогам 2016 года – тогда реальные доходы населения региона по сравнению с 2015 годом снизились еще более ощутимо – на 7,3%.
При этом индекс промышленного производства в области находится на более или менее приемлемом уровне – 106,9% по сравнению с 2016 годом (год назад он составлял 104,4%). Известна точка зрения специалистов: все, что меньше 5% называть экономическим ростом нельзя – это стагнация. Получается, промышленность слегка оживилась, но тут надо учитывать, с чем идет сравнение.
Дело не только в свиньях
А вот сельское хозяйство, которое, как нам неоднократно заявляли с высоких трибун, является «фишкой», уникальной особенностью Воронежской области, показало увеличение объема продукции всего лишь на 1,3%. Даже в прошлом году этот показатель в отрасли составлял больше – 3,7%.
Между тем, если немного углубиться в статистические показатели аграрного сектора, то такой застой делается еще более удивительным. К примеру, за 2017 год поголовье свиней в области увеличилось в 1,6 раза, причем, понятно, что за счет крупных хозяйств (инвесторов, как их называют власти), поскольку в личном подворье и у фермеров находятся лишь 2,7% всех свиней Воронежской области. Но почему-то такое значительное увеличение «свинского стада» не способствовало росту объема продукции сельского хозяйства.
Добавим еще пару штрихов к картине взаимоотношений крупных и мелких аграрных производителей. На 1 января 2018 года, говорится в отчете Воронежстата, по сравнению с соответствующей датой 2017 года у всех сельскохозяйственных производителей наблюдалось уменьшение поголовья крупного рогатого скота (на 1%), а также овец и коз (на 4,4%). А ведь на долю индивидуальных хозяйств и фермеров пришлось 35,1% поголовья КРС и 91,1% – овец и коз.
Так что приходится считать самым главным положительным итогом для отрасли в целом резкий скачок свинопоголовья в крупных хозяйствах. Тогда как дела мелких сельхозпроизводителей выглядят неблестящими.
Впрочем, в материале Воронежстата, кроется и отгадка того, почему аграрная отрасль закончила год с унылыми показателями: «Цены производителей сельскохозяйственной продукции в 2017 году снизились на 12,1% (в 2016 году – на 1%)». Легко допустить, что производители сдерживали свои цены по просьбе властей, которые не могли допустить, чтобы у беднеющих избирателей портилось настроение из-за того, что хлеб и свинина постоянно дорожают.
Это предположение мы сможем проверить, ознакомившись с аналогичной аналитикой Воронежстата, опубликованной через год.
Квартирный вопрос
Есть у Воронежской области еще одна отрасль, которая считается наиболее передовой, драйвером. Вернее, была таковой.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», констатирует Воронежстат, уменьшился по сравнению с 2016 годом на целых 17,1%. Причем такое значительное падение произошло не с заоблачных вершин: год назад этот показатель составлял 93,8% в сравнении с 2015 годом.
Понятно, что отчасти этот провал объясняется субъективными факторами: реформа архитектурно-строительного блока администрации Воронежа, вызванная уголовным делом Антона Шевелева, новые правила застройки приаэродромных зон и так далее.
Но есть и факторы объективные, главный из которых – те самые доходы населения, которые снижаются не первый и не второй год. Поэтому на печальных показателях отрасли никак не отразился тот факт, что стоимость одного квадратного метра общей площади квартир на первичном рынке жилья за год снизилась на 4,6% (в 2016 – на 4,3%).
В общем, государственное статистическое наблюдение показало нам две стабильно падающие воронежские величины: строительство и доходы населения.
Куда деньги деваются
Казалось бы, последнее должно было повлечь снижение оборота розничной торговли (один из ключевых показателей социального самочувствия), но тут, к удивлению, мы видим небольшой рост – плюс 2,3%. Понятно, что рост это чисто математический, на самом деле это называется застоем. Если разбираться, то в 2016 году оборот розницы составил 97,2%, так что мы даже не вышли на уровень не самого благополучного 2015 года.
Очевидно, жители области начали привыкать к тому, что их доходы снижаются. А имеющиеся средства им особенно уже некуда девать, кроме как в торговые точки. Почти 80% своих доходов, сообщает Воронежстат, жители области потратили на покупку товаров и оплату услуг. А вот доля средств, используемых на приобретение иностранной валюты, на сбережения, а также наличных денег на руках уменьшилась на 3,9%.
У статистиков есть еще несколько ярких примеров, характеризующих обеднение людей. Автотранспорт общего пользования перевез на 8% пассажиров меньше, чем в 2016 году, и мы понимаем, что это не из-за того, что воронежцы стали покупать больше машин.
Причина в другом: средний житель области на свои денежные доходы мог совершить в городском транспорте на 107 поездок (5,2%) меньше, чем в 2016 году.
Но беднеющее население не даст пропасть своему государству. Как отмечают в Воронежстате, из общей суммы поступлений в бюджет области налог на доходы физических лиц составил 27,3%. Это больше любых других показателей. На втором месте – безвозмездные поступления из федеральной казны – 22,3%. А вот налог на прибыль организаций – всего лишь 17,1%.
Впрочем, откуда это налогу расти, если предприятиями и организациями всех видов деятельности и форм собственности (за исключением малого бизнеса, государственных и муниципальных учреждений, а также страховых и финансово-кредитных организаций) в 2017 году было получено 32,7 млрд рублей прибыли, что составило 98,2% по отношению к сумме прибыли в предыдущем году.
В материале Воронежстата содержится множество других познавательных сведений. Приведем еще одно: на 1 января 2018 года на предприятиях розничной торговли имелось товарных запасов на 22,1 млрд рублей. Или на 34 дня торговли, подсчитали специалисты. Запаса солидный, а на всю жизнь не напасешься.
В принципе, с каждым годом этот запас можно безболезненно сокращать. В Воронежской области по-прежнему наблюдается естественная убыль населения, которая увеличилась против аналогичного периода 2016 года на 10,9%. Жителей в области за 2017 год стало меньше на 1,6 тыс. человек.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии