Как Воронеж сделать лучше

Как Воронеж сделать лучше

В качестве вариантов посоветовали стрит-арт и сделать поменьше магазинные вывески

С 22 по 23 сентября в Воронеже проходит фестиваль интернет-технологий «РИФ». Одна из секций была посвящена дизайну. К интернет-пространству лекция имела весьма опосредованное значение, но что касается благоустройства города, то здесь эксперты рассказали о нескольких кейсах, которые позволяют сделать город лучше.

Лекция началась с определения дизайн-кода Воронежа. Само собой разумеется, что для каждого конкретного населенного пункта он идентичный. И если целый город можно выдержать в одном тоне, то несколько таких центров уже нет.

– Самое интересное началось с появления Инстаграма*, который появился в 2010 году, в 2012 году его смогли устанавливать на Android и тогда он начал свое шествие по России, и соцсеть начала набирать обороты. До этого мы так сильно не обменивались фотографиями. Все стало публично, увидели какой творится кошмар, и стало понятно, что с этим надо что-то делать. Мы стали смотреть, как выглядят города. Где-то лучше, где-то похуже, но стало понятно, что может быть по-другому, –  рассказала архитектор INSIGHT ADB Анна Азизова-Полуэктова.

Воронеж совершил несколько дизайнерских ошибок. Одна из них – нарушение архитектурного облика здания. Те рекламные конструкции, которые располагались на фасадах домов, настолько заполоняли пространство, что невозможно было понять, что это за архитектурный объект. Один из примеров, здание на ул. Пушкинская, 1952 года постройки. В сети есть фотографии дома по №5, который может считаться одним из таких неудачных способов размещения рекламы.

Вторая ошибка – смешение рекламы и информации. Информационная табличка должна содержать информацию (название, деятельность, ссылки и т.д.) Тому примером может служить различные здания, где в одном помещении, например, на окнах расклеены объявления о продаже свадебных платьев, а на другом уже говорится о том, что здесь есть ломбард.

Также не стоит делать вывески на фасадах зданий огромными. Понятно, что на фоне конкурентов коммерсантам хочется выделяться. В связи с этим, делались безразмерные баннеры. Один из примеров – здание, которое располагается неподалеку от вечного огня, Московский проспект 89. Уменьшение вывесок привело к тому, что здание стало выглядеть более опрятно и, наконец, стали видны его очертания.

Еще одна проблема – неуместное оформление витрин. По мнению архитектора, не стоит заклеивать здания какими-либо изображениями, и превращать улицу в коридор. Лучше сделать единый карниз, где будут размещены информационные таблички.

Дизайн-регламент, которым пользуются сейчас в Воронеже, появился в 2015 году. Этот набор рекомендаций позволяет улучшить внешний облик города. Правила хоть и имеют рекомендательную силу, но их выполнение позволяет внешнюю среду сделать более упорядоченной и эстетически привлекательной. Этот свод описывает размещение пристроенных конструкций и внешний вид информационных объектов, вывесок, кронштейнов, витрин и т.д.

Для обычных горожан преимущества дизайн-регламента значатся в открытии фасадов. Благодаря этому мы можем видеть архитектуру здания. Некоторые из них имеют, в том числе и историческую ценность. Различные магазины часто грешат тем, что размещают излишнее количество информации, и этот «рекламный шум», который находится в структуре фасада, по словам архитектора, «плохо действует на психику человека» и не дает возможности сориентироваться, а что ему надо.

Самым главным «профитом» от действия дизайн-регламента Анна Азизова-Полуэктова посчитала то, что появляется много новых пространств с грамотно созданной визуальной культурой. Это способствует, в том числе и развитию бизнеса. Даже современные ЖК создаются при использовании дизайн-регламента.

Если брать общественные пространства, то первым таким был обновленный парк «Алые паруса», где присутствовал свой особенный дизайн-код. Используя этот код, обновлялась также Советская площадь. Сейчас принцип используют при реконструкции Петровской набережной. Данные территории, по словам архитектора могу даже формировать новые сообщества.

Художник Ян Посадский рассказал о том, как паблик-арт может сочетаться с общественным пространством. Через это явление происходит взаимодействие с неподготовленным зрителем. Данная форма существует для проблематизации вопросов как современного искусства, так и пространства, в котором оно представлена. В качестве примера можно привести инсталляцию Луиза Буржуа «Пауки».

Самое главное, что для паблик-арта нет ограничений. Он может быть как постоянным, так и временным, санкционированным или незаконным, огромным или крохотным. В понятие паблик-арта входит: архитектура, театр, перформанс, флеш-моб, граффити и много других проявлений творчества. Одним из таких, которые сейчас находятся в особом положении – это идеологические и политизированные муралы. Одним из таких является арт с надписью на одном из домов «С возвращением в родную гавань», где за спиной у солдата находится московский Кремль, а сам боец стоит на поле с пшеницей. Также частым явлением проявления паблик-арта значится искусство на улице. В Воронеже таким примером является рисунок женщины на остановке Московский проспект, у которой в руке находится напиток, чей бренд ушел с российского рынка. Ян Посадский не самым лестным образом отозвался о таких картинах, поскольку непонятен контекст, почему было изображено именно это.

Искусство бывает разным. Одним из таких является работа Владимира Абиха «Текст», где на одном из томских строений написано: «Мы – буквы, с нами текст», по аналогии с другим выражением, которое расхоже в российском обществе. Также часто в воронежских улицах, и не только можно увидеть различного рода граффити. Одним из проявлений стрит арта может являться работа Матье Трамблена из серии «Tag Clouds». На одной из построек, где были нарисованы различные граффити, он расшифровал их, закрасил стену, и нарисовал вновь то, что делали предыдущие авторы, только уже единым шрифтом.

Ян Посадский выделил следующие особенности паблик-арта, как направления в современном искусстве:

– Почти всегда – случайный зритель

– Форма искусства открыта к диалогу

– Работа с контекстом

– Вовлечение зрителей

– Доступность

Так, например, если ты известный блогер, то можешь провести у себя опрос, а потом его итоги нарисовать на одном из зданий. В качестве работы с контекстом также можно использовать работу Владимира Абиха «Поле Чудес», где изображено, по мнению автора, описание действительности.

Паблик-арт существует, чтобы благоустроить городские пространства, что делает определенные места туристически более привлекательными. Также явление может иметь социальный, коммуникативный и монументально-идеологический характер. Так во Франции действовал проект «Партизанинг» в котором художники размещали дорожные знаки и рисовали пешеходные переходы на тех местах, где им казалось, что они необходимы.

Пример коммуникации можно отследить в работе Ильи Мозги «Здесь больше нет огня». Контекст в следующем, что здание после пожара забили фанерами. И автор на стенах сделал такую надпись: «Здесь больше нет огня, но каждую секунду теплее от тебя». Через некоторое время, уже другой художник изменил надпись на следующую: «Здесь боль каждую секунду от тебя»

Не обошлось и без некоторых стрел в адрес администрации города, с которой хотели согласовать возможность представить свои работы на одном из зданий по улице Степана Разина для фестиваля «Техно», однако то предложение, которое высказали художники по тем или иным причинам не устроили власти, якобы из-за цветов, которые планировалось использовать. Ян Посадский отметил, что при подготовке паблик-арта нужно быть честными с людьми, использовать гуманный подход к пространству, не ориентироваться на массового зрителя. В итоге, та работа, которая будет изображена, будет достоянием всего города, а не только его автора.

Автор: Иван Борцов

* – социальная сеть запрещена на территории РФ

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.