В понедельник Владимир Путин на деловом саммите АТЭС заявил о мерах для стабилизации курса рубля. В тот же миг доллар и евро несколько подешевели по отношению к национальной валюте России. Ведь сам Путин сказал, что будет за ней присматривать.
А вечером председатель Банка России Эльвира Набиуллина сказала, что контролировать курс рубля пустая затея и его пора окончательно отпускать в свободное плавание. Вообще, объявлено это было ещё летом (как заметил один из экспертов, это всё равно, что отрубать хвост у собаки по частям, если отпускать – так уж внезапно), но в этот день «отпускание» как-то особенно выпукло вошло в противоречие с Верховным. Чтобы это значило? Какие там наверху вертикали планы в отношении рубля?
Разумеется, ответы на эти вопросы мы попробовали поискать вместе с нашим постоянным экспертом – финансовым аналитиком Еленой Чуфриновой.
- Трактовать, что они там думают, уже, наверное, стоит перестать, - начал как отрезал наш эксперт. - Подозреваю, что никто сейчас не понимает, что там происходит внутри, как они под ковром между собой дерутся? Может, в самом деле, идёт дискуссия, а может это сознательная позиция, чтобы не давать спекулянтам однозначных сигналов.
- Так как лучше отпускать курс или нет?
- Это вопрос философский.
- Дело ведь не в том даже, что Путин может это сделать, а в том, нужно ли вообще этим заниматься?
- Хороший вопрос. На него нет однозначного ответа ни в теории, ни в практике. Надо управлять или не надо – это такая неоднозначная тема. При определённых обстоятельствах любой из вариантов может быть востребован. С одной стороны, есть фундаментальная посылка, что управляемый курс всегда хуже, потому что это приводит к дисбалансу. Дескать, любой свободный рынок всегда лучше. Но с другой стороны – свободные рынки далеко не всегда могут существовать в реальности. Если соберётся группа спекулянтов, то она может обвалить какую угодно валюту. Известны много таких историй – спекуляции Сороса, Аргентина, кризис 98 года, когда мы пострадали за кампанию, а началось всё в Юго-восточной Азии.
Похоже, для описания ситуации, в которую попала наша нацвалюта как никогда подходит известное выражение – дело ясное, что дело тёмное. Известный журналист Дмитрий Губин считает, что происходящее сегодня в России — типичный «чёрный лебедь», если следовать терминологии биржевого трейдера и писателя Нассима Талеба, написавшего книгу с таким же названием.
«Чёрный лебедь» — это имеющее огромные последствия непредсказуемое событие, которое легко объясняется задним числом. Почему оно называется в честь птицы? Потому что до того, как европейские орнитологи обнаружили чёрных лебедей в Австралии, считалось, что лебеди бывают только белыми. В своей книге Нассима Талеб издевается над академическими прогнозами и нобелевскими лауреатами и описывает экономику как экономику двух миров: Среднестана, где доход пропорционален труду и Чёрные Лебеди редки, и Крайнестана, где победитель срывает весь банк, проигравший не получает ничего, среднестанское понятие справедливости отсутствует начисто, а Чёрные Лебеди гнездятся кучно. Главный вывод Нассима Талеба состоит в том, что предсказать будущее в Крайнестане, касайся оно курса рубля в 2015 году или границ России в 2025-м, решительно невозможно.
- Здесь бабуля у подъезда обладает таким же даром предвидения, как и Минэкономразвития, еще в конце октября державшимся за прогноз «доллар к Новому году 39 рублей», - иронизирует Дмитрий Губин.
Россия – это без сомнения Крайнестан, средние параметры не для нас. Для России характерны такие режимы, когда либо - пусто, либо – густо. Однако, к слову, нельзя сказать, что ослабление нацвалюты это всегда «пусто», а укрепление – «густо».
- Есть, обратная нашей, ситуация с юанем, - замечает аналитик Елена Чуфринова. - Если завтра костыли убрать, он начнёт активно укрепляться к доллару, а это тоже никому не нужно. Слишком дорогая валюта не менее плохо, чем слишком дешёвая. Также, например, была история про швейцарский франк, который всё время дорожал, и швейцарцы вообще сейчас пошли по пути снижения стоимости своей валюты. На самом деле, как поступить правильно не знает никто.
- Даже Путин, - мрачно констатировал впечатлённый журналист «Время Воронежа».
- Не, Владимир Владимирович знает всё.
- Ну да, это я позволил себе кощунственное замечание…
Но сегодня пришло известие, о котором даже президент России вряд ли мог знать заранее: у Российского футбольного союза (РФС) не оказалось средств для выплаты зарплаты главному тренеру сборной России Фабио Капелло. Об этом на голубом глазу заявил член исполкома РФС Сергей Степашин. Какой конфуз! А ведь иные горячие головы предлагали ранее привязать зарплату наставника сборной к результатам, которые она показывает в матчах. Результатов в этом году, прямо скажем, не было. Но раз зарплату к ним не привязали надо платить по счетам, уважаемый Сергей Степашин.
Так что пусть и не тревожный звонок раздался, но свисток уже прозвучал, не так ли?
Комментарии