Есть ли выхлоп от федеральной поддержки для малых и средних воронежских бизнесменов

Есть ли выхлоп от федеральной поддержки для малых и средних воронежских бизнесменов

Чиновники центрального аппарата отчитались в увеличении закупок у малого бизнеса

Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов провел совещание с регионами по вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства. Федеральные чиновники и различные эксперты отчитались в том, что ситуация в целом выправляется. Закупки от крупнейших заказчиков у МСП увеличились. Президентская программа по поддержке реализовывается, а доля подобных предприятий на рынке растет, хотя и составляет «единицы процентов», по словам Андрея Белоусова.

Одним словом, потенциал в развитии данной сферы у страны большой. И в этом плане одно из предложений Корпорации МСП должно помочь малым и средним предприятиям.

– В конце прошлого года Корпорация МСП совместно с крупнейшими заказчиками по поручению президента запустила новый инструмент поддержки потенциальных поставщиков – программы «выращивания» и заключение офсетных договоров. Последняя мера поддержки предусматривает обязательства заказчика по формированию долгосрочного спроса на продукцию малого и среднего бизнеса и обязательства субъекта МСП по инвестированию в создание или модернизацию производства на территории России, – рассказал генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

В свою очередь, главное, что отмечалось на этом совещании, – так это то, что большую роль в проекте развития МСП должны сыграть регионы. От представителей уже поступал запрос о включении их повестки в межправительственные группы для решения вопроса с затруднением доступа российской продукции на внешние рынки. Также речь шла и об увеличении размера логистической поддержки экспорта.

Понятно, что многие субъекты МСП в России, тем более в регионах, могут быть не связаны с внешними рынками, поэтому многое будет решать спрос в субъектах. Положение дел у МСП отчасти показывает, готов ли житель РФ жертвовать своим рублем ради определенного вида продукции, которым пользуется относительно часто или с некоторой периодичностью. Если деньги у населения есть, то спрос обеспечен. А вот есть ли предложение?

Некоторые отрасли, по словам главы Воронежского союза предпринимателей «Опора России» Сергея Наумова, тяжелее пережили ковид, нежели текущую обстановку. Отдельные сферы уже вполне чувствуют себя в регионе неплохо. Например, в небольшом профиците находится гостиничный бизнес. Также отмечаются успехи в сельском хозяйстве, промышленности, у IT-компаний и представителей фирм, занимающихся импортозамещением. В том числе это связано и с тем, что на развитие сфер в данных отраслях экономики выделяются финансовые ресурсы, а также разыгрываются различные гранты и работают программы. Однако сферы торговли данные меры поддержки не касаются.

Сергей Наумов отмечает, что основная проблема предпринимателей в том, что гранты, по их мнению, не для них. Поэтому они и не обращаются за мерами поддержки, которые могли бы дать бизнесу дополнительный импульс. Представителям регионального отделения «Опоры России» приходилось дополнительно ездить по районам области к местным предпринимателям, чтобы разъяснить им возможные меры поддержки бизнеса. Глава местного отделения союза «Опора России» считает, что это все связано с банальной невнимательностью. Те, кто обращался за помощью и уже успел прочувствовать плюсы имеющихся программ поддержки МСП, постоянно к ним обращаются.

– Просто приведу пример. В этом году хорошо провели премию «Бизнес-успех». Раньше как-то на нее не обращали внимания, было какое-то недоверие. Подтянули около 43 фирм, чьи проекты были хорошими. Когда разговариваем внутри «Опоры» с людьми о том, почему они не участвуют, слышим: «Меня это не касается», «А зачем мне это надо?!», «Куда я со своим проектом пойду? Там и без меня все такие великие». Так вот, те, кто участвовал, уверены, что попробуют свои силы еще раз.

Что это дает? Проекты-победители в Воронеже поехали в Москву. До полуфинала дошли все. Шесть из семи предприятий от области вышли в финал. Такого вообще не было! Затем нас собрал департамент (экономического развития – прим. ред.) подвести итоги. Каждый встал и высказался. Одна женщина занимается изготовлением и ремонтом крановых установок. Она рассказала, что еще в финале в Москве к ней обратились шесть организаций, с которыми она заключила крупные договоры. Год могла вообще не работать, маркетологов всех выгнать и т. д. Пошли заявки, ее заметили и пригласили войти в состав делегации для поездки в Китай. Там тоже заключила несколько договоров.

– Все семь организаций получили огромное подспорье, такой великолепный пинок. Просто надо участвовать, во всем, – резюмировал Сергей Наумов.

Но не всем дана возможность урвать хоть что-то из федеральных средств поддержки. Кто-то может считать, что в нынешних реалиях нужно поддерживать любой вид бизнеса. Но на практике это не совсем так. В данном случае слова Сергея Наумова о сфере торговли полностью соотносятся с действительностью. Этот вид бизнеса вынужден крутиться, как может.

– Программа МСП не предусмотрена для нашего вида бизнеса, потому что он не считается социально значимым. В программу включены различные разделы и в первую очередь производители различной продукции. Поэтому говорить о поддержке в нашей отрасли не приходится, – сообщил совладелец торговой сети «Табакерка» Илья Ерихонов.

Он поделился, что при нынешней тенденции табачную продукцию люди смогут купить только в крупных сетях. Более мелкие компании будут вынуждены уйти с рынка или пользоваться серыми схемами для ввоза изделий. Чаще всего это делается через Казахстан или Беларусь. Как правило, используется транзит через Беларусь из-за малой цены на акциз. Таким образом, импортный товар продается в России, но уже с накруткой, в том числе и на российский акциз (данная схема может быть применима к любому товару – прим. ред.).

В числе проблем Илья Ерихонов выделил систему эквайринга (возможность для торгового предприятия принимать безналичную оплату товаров – прим. ред.), которая, по его словам, затронула в том числе и фармацевтическую сферу. Мужчина сообщил, что в различные федеральные ведомства обращались с просьбой помочь из 20 регионов страны. В ЦБ сообщали, что в их полномочия не входит процедура регулирования эквайринга банков. Тем самым, торговые точки продолжали платить комиссию банку-эквайеру в полном объеме. Лишь для отдельных сфер вводились определенного рода поблажки на несколько месяцев.

Напомним, что ЦБ временно (с 18 апреля по 31 августа 2022 года) снижал эквайринговые комиссии с 2 до 1%. Льготы коснулись предприятий, занимающихся продажей продуктов питания и еды, товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарств, оказывающих услуги в сфере связи, ЖКХ, медицины, образования, культуры, туризма, а также перевозки пассажиров.

Куда более жестко относительно помощи государства в сфере МСП высказался основатель компании «Робин Сдобин» Александр Губарев. По его словам, льготами, которые предоставляются государством, воспользоваться невозможно. В том числе из-за некоторых параметров, по которым производство не может быть признано субъектом МСП.

– У нас понятия подменились человека и труда, бизнеса и чиновника. Если провести опрос среди молодых людей, то многие хотят быть чиновниками, а не предпринимателями и простыми работягами. За это государство платит деньги. Оно плодит подобных и приближает к себе таких же. Те, кто находится в рынке, плывут сами по себе. Выплывают не благодаря, а вопреки, – заявил Александр Губарев.

В свою очередь, господин Губарев попросил чиновников не просто отрабатывать зарплату, а «спуститься в ближайшую торговую точку МСП и спросить, что происходит и чем помочь». Он добавил, что компания полагается исключительно на собственные силы.

Собственник кондитерской «Варина мама» Евгений Кузьмин заявил, что дополнительными программами для МСП он также не пользовался. Внутренних ресурсов предприятия хватало для того, чтобы держаться на плаву самостоятельно.

– Да, я был в курсе существования программ для МСП. Знаю, что есть субсидии. Не брал их, потому что нет необходимости.

Есть предприниматели, которые пытаются воспользоваться всеми финансовыми возможностями. Если им что-то положено, то они это обязательно получат. Подход к жизни у всех разный. У меня такого нет, что если мне где-то что-то положено, какая-то копейка, то я в лепешку расшибусь, но ее получу, – добавил Евгений Кузьмин.

Предприниматель также признался, что если бы ему была необходима помощь, то он бы ей воспользовался. Но брать лишние деньги у государства он не намерен.

Напомним, Евгений Кузьмин выигрывал Премию Столля в 2021 году в номинации «Успешный молодежный бизнес». Как признался мужчина, из материального ему удалось выиграть только диплом и статуэтку. Однако само участие и, как следствие, победа привели к росту статуса как предпринимателя и узнаваемости компании.

Второй параметр явно можно конвертировать в денежный ресурс. Состоявшимся компаниям на рынке, наверное, главное то, что им никто не вставлял палки в колеса. Куда важнее различного рода программы для МСП и программы для тех, кто еще не зарекомендовал себя в бизнесе. Не суть важно, выиграл ты или проиграл. Получил ты дотации или нет. Но если тебя запомнили за твой проект и он показался привлекательным для других представителей бизнеса, то меры, предлагаемые государством, могут быть и не нужны. Главное – ему не мешать.

Автор: Иван Борцов

Фото: сайт Правительства РФ, Константин Клименко

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.