Владимир Инютин высказался о предсказуемых и неожиданных результатах партий на выборах в Государственную Думу. Политолог отметил победу федеральных трендов на воронежских выборах.
По поводу федеральных списков – вполне была ожидаема победа «Единой России». У нас результаты оказались выше, чем в среднем по России, но это было связано с тем, что регион относительно электорально управляемый. Конечно, это не традиционные «электоральные султанаты», но, тем не менее, это достаточно серьезно. У нас, фактически, партии не ведут жесткой оппозиционной политики по отношению к «Единой России» и не выстраивает такую компанию на жестком противостоянии, по крайней мере, к региональным властям, как это зачастую бывает.
Мы также можем отметить, что более высокая явка в Воронежской области была связана с большей мобилизацией бюджетников. И это было заметно по тем цифрам в пятницу, когда 20% избирателей проголосовало, что стало серьезных вкладом в общую явку. Понятно, что в те дни голосовали именно те, кто каким-то образом был мотивирован, хотя бы морально, поскольку это был рабочий день. Большинство приходов на выборы и очереди были до 12 часов дня 17 сентября.
Результат КПРФ был так же понятен, но, пожалуй, он несколько превзошел ожидания. Это было связано с тем, что они мобилизовали протестный электорат. С точки зрения Воронежской области, где коммунистическая партия вела очень слабую кампанию, результаты относительно незаслуженные. Не выставляя своих лучших и наиболее интересных представителей как бывшего и нынешнего руководителя обкома компартии.
Как мы видим, федеральные тенденции победили, они же и предопределили ухудшение результатов ЛДПР и «Справедливой России-За правду». По «Справедливой России-За правду» это было ожидаемо, так как было понятно, что объединения у них не получилось. Разноправные идеологические тренды не удалось совместить в одной партии, да и этого не следовало делать: умеренных социалистов, мироновцев, и радикальных патриотов, сталинистов. Понятно, что партия набрала значительно меньше, чем ранее до объединения набирала одна «Справедливая Россия», были опасения даже, что они в Думу не попадут.
Результат ЛДПР менее ожидаем. С самого начала избирательной кампании у партии было близкое количество голосов сторонников, согласно опросам, к КПРФ. Но кампания показала, что ЛДПР не смогла занять ту нишу, мобилизовать протестный электорат, представить новые идеи, а лозунги, в основном, социального характера, они были как списание долгов по ЖКХ, более характерными для коммунистов, заведомо популистскими, типа отмены ЕГЭ.
«Новые люди» – эта партия отвечала запросу на новое, при этом весьма туманно и замысловато, но понятно, что там нет большого количества хороших и опытных политиков, которые представляли бы себе, что делать в Думе. На самом деле, это, в общем-то, вполне ожидаемый результат, хотя сомневался, попадут ли они, или не попадут. Сам по себе подсчет шел очень сложно, в конце концов мы видим, что они набрали 5,4%, а могли бы и не пройти вовсе, если бы какой-то из их регионов провалился. Прохождение в Думу «Новых людей» во многом связано с серьезными средствами, которые ими были вложены в кампанию, и административной поддержкой. Как говорят исследователи, эта партия является детищем администрации президента, естественно, неофициально, но фактически это так. Судя по тому как они шли на выборах.
Я ожидал, что все-таки несколько большего результата от «Партии пенсионеров» и «Яблока». «Партии пенсионеров» практически не было видно, а просто так голосовать за название не стали. «Яблоко» подкосило наличие либеральных ценностей, явно не импонирующих президенту РФ, и то, что Явлинский призвал сторонников одного известного политика не голосовать за него, а это стало гвоздем в крышку гроба «Яблока», по крайней мере на слишком низком результате выборов в этом году.
Ожидаема победа всех четырех представителей «Единой России» и то, что голоса Алексея Гордеева в абсолютном процентном отношении будет гораздо больше, чем, к примеру, у Андрея Маркова и Аркадия Пономарева. Хотя бы по той простой причине, что Марков был вынужден сменить округ, в котором он работал, как раз под Гордеева. И если у Алексея Гордеева округ целиком состоит из сельских районов, то у Маркова – коммунистически настроенный и сложный Коминтерновский район. Такие результаты выборов были довольно сложными для Андрея Маркова, плюс ко всему мы видим, что неожиданно занял второе место не Артем Рымарь, который достаточно активно проводил кампанию, а достаточно инертно проводивший компанию Шабунин, представитель КПРФ. И кстати там очень много голосов набрал кандидат от «Новых людей», руководитель индустриального парка «Перспектива» Андрей Чекурин, что тоже удивило.
В общем-то, мы понимаем, что эти проценты сейчас важны. Даже если один кандидат опережает другого на 1% процент, становясь депутатом Госдумы на ближайшие пять лет, – набор процентных голосов не будет иметь никакого значения, 72% и 47% они принципиально друг от друга не отличаются. Мы видим, что Дума будет несколько переформатироваться, но все-таки я хотел бы более серьезных изменений, может быть, даже более серьезного результата партии, которая так и не прошла, а также конкуренции со стороны оппозиции. ЛДПР уже провалила фактически избирательную кампанию, не представив новых идей, хотя в начале у них был одинаковый рейтинг с КПРФ, а в итоге разошлись как ножницы.
Комментарии