Лезть или нет в семью, где женщин калечат: в Воронеже подняли тему абьюза

Лезть или нет в семью, где женщин калечат: в Воронеже подняли тему абьюза

Эксперты призвали не замалчивать проблему домашнего насилия

В воронежском Доме журналистов прошел круглый стол на тему «Домашнее насилие: корни зла и методы борьбы». Спикеры обсудили причины возникновения домашнего насилия и его профилактику, а также то, как выстроена работа с проблемными семьями, алгоритмы защиты пострадавших от физического и психологического воздействия.

Замалчивание проблем

Первый вопрос, который подняли специалисты, касался внешнего вмешательства в проблемную семью. На него ответил руководитель Центра защиты материнства и детства «Ангел-Хранитель» Илья Пилюгин.

- Да, конечно, можно сказать, что не нужно лезть в семью и это личное дело, если бы не то колоссальное количество случаев, когда женщин бьют, убивают или калечат. Разве это не преступление? Нужно вмешиваться и делать то, что в силах каждого. В наших силах принять эту женщину в приют, оказать ей психологическую и юридическую помощь. Но все это - решение последствий проблемы домашнего насилия, а не предотвращение преступления, - отмечает спикер.

Психолог и руководитель Института практической психологии «Терра» Анна Гурина отметила, что формулировка «лезть в семью» неверна.

- Необходимо создать безопасные и комфортные условия для того, чтобы при первых признаках проблемы люди обращались за помощью к специалисту. Семья – это система, и, если в ней есть насилие, значит, она больна и нужно обращаться за помощью. Извне влезть в эту систему и решить проблему невозможно, - пояснила психолог.

По мнению экспертов, в обществе проблема «закоренелая», и нужно постепенно менять шаблонное мышление о том, что это дело каждой семьи. Так, Илья Пилюгин рассказал, как впервые встретился с проблемой домашнего насилия.

- На тот момент мне было восемь лет. В нашем доме жил маленький мальчик, он толком не умел разговаривать, но сильно матерился. Его мама на замечания соседей отвечала, что он мужик и ему можно. В семье этого мальчишки была еще одна проблема – муж избивал его мать, - вспоминает общественник. - Насколько я помню, это воспринималось как норма и соседи «закрывали» глаза на проблему. Потом он ее убил. Нужно изменить такое отношение к проблеме домашнего насилия в обществе.

«Бьет, значит, любит»

Психолог Анна Гурина рассказала, как распознать первый признак абьюза в отношениях. Тревожным звонком, по ее мнению, является неосознанный страх перед партнером.

- У многих людей не развит эмоциональный интеллект, поэтому они не могут дать правильное название своим чувствам. Но почти все могут сказать, что в таких ситуациях испытывали некий дискомфорт. В первую очередь, нужно обличить эту проблему в слова, поговорить с кем-то или набраться смелость и обсудить с партнером и получить отклик, - отметила психолог.

Спикер считает, что анализировать свои чувства должны оба партнера, так как насильственное, невротическое поведение – это тоже ответная реакция на внешний раздражитель. Причиной, по которой женщины не уходят от абьюзера, психолог считает зависимые отношения и созависимые отношения. Разорвать такие отношения, как и любую зависимость, сложно.

О своем опыте общения с зависимыми от отношений жертвами рассказал председатель отдела по вопросам семьи, защиты материнства и детства Воронежской епархии Александр Шишкин.

- Когда появляется первый неосознанный страх перед партнером, большинство женщин начинают искать причину в себе. Потом они находят повод остаться и не уходить из семьи, будь то ребенок или финансовая зависимость, - рассказывает отец Александр. - Женщины подстраиваются под партнера и оправдывают его поведение фразой: «Бьет, значит любит» или «Это мой крест». Поэтому очень важна работа психологов, волонтеров и юристов. Женщине важно знать, что она сможет рассчитывать на поддержку специалистов.

Временное убежище

В Воронеже для людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, действует областной центр социальной помощи семье и детям «Буревестник». Заведующая отделением социальной помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, Анна Кудинова рассказала, что женщины либо лично обращаются в центр, или по заявлению соцзащиты. Они могут в течение месяца жить в центре. Кроме того, с жертвами домашнего насилия работает психолог, который помогает разобраться в себе и понять причины виктимного поведения, найти выход из сложившейся ситуации.

В Центре защиты материнства и детства «Ангел-Хранитель» женщины могут жить три месяца – за это время специалисты помогают им решить в решение проблем. Иногда время пребывания в центре может быть продлено. Без детей в приют принимают женщин, вышедших из мест лишения свободы, или тех, которые хотят уйти из проституции.  Руководитель центра Илья Пилюгин отметил, что обитатели «Ангела Хранитель» поддерживают друг друга в решении проблем, а это очень важно и вселяет в них уверенность.

Юридическая поддержка: медиаторы  

По мнению профессионального медиатора Центра правовых инноваций и примирительных процедур ВГУ Айзанаты Магомедовой, при идеальном стечении обстоятельств после того, как люди осознали проблемы и проработали их с психологами, они могут обратиться к медиаторам.

- Мы занимаемся урегулированием конфликтов между партерами. Процедура конфиденциальная за исключением тех случаев, когда речь идет о преступлении, - разъяснила медиатор.  

Подводя итоги, спикеры высказали уверенность, что для решения проблемы домашнего насилия нужно в обществе изменить стереотипное мышление. К проблеме необходимо подключать разных специалистов – политиков, общественников, юристов и психологов.

Следите за новостями в телеграм-канале «Времени Воронежа».

Автор: Мария Смирнова

Фото: Время Воронежа

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.