Бизнесмен, политик, эмигрант Михаил Ходорковский в интервью радио «Свобода» заявил об отставании России от Европы по уровню развития государственных институтов. В частности, он оценил их развитие в Воронеж ниже среднеевропейского:
– Если мы возьмем среднее отставание России с точки зрения развития государственных институтов, мы можем сказать, что сейчас Россия находится на уровне среднеевропейского 1950-го, может быть, 1960 года. При этом Москва находится на уровне 80-х годов в Европе, а Воронеж, наверное, на уровне 50-х годов в Европе, а Махачкала намного раньше. Тем не менее общий тренд тот же самый.
Михаилу Ходорковскому также был задан вопрос, кто способен сформировать действенные институты власти.
– Я много общался с людьми в России самого разного уровня, теперь уже на Западе очень много общаюсь с людьми тоже самого разного уровня. Очень высокая степень похожести. Если мы возьмем британский или немецкий электорат, мы можем говорить о несколько большем процентном распределении в части людей, имеющих самостоятельный политический взгляд на вещи, но ничего качественного, только количественно. Вы, я думаю, наблюдаете за процессами вокруг Брекзита и понимаете, что в Великобритании люди голосовали в массе своей на базе неверных презумпций. Они представляли Брекзит как нечто иное, чем он был на самом деле. Это свидетельствует о том, что люди там тоже живут в рамках мифологического сознания. В России та же самая история, никакой разницы. Просто в Британии существуют институты, которые не позволяют мифологическому сознанию выскакивать на поверхность слишком часто. В России с этим хуже. Слабые институты позволяют мифологическому сознанию выскакивать на поверхность. И ответственность элиты – отстроить эти институты, ничего здесь такого неожиданного, непохожего на то, что проходила вся Западная Европа 100 или 150 лет назад. Всё то же самое. Мы с вами прекрасно понимаем, что в той же Германии или в Великобритании 100–150 лет назад голосовали совершенно другие люди, чем сегодня, голосовало очень маленькое количество людей. Они принимали решения на базе узкокорыстных интересов. Потом прошло время, и те, кто ничего не понимал, не мог принимать участия в осмысленном принятии решений, изменились и стали принимать осмысленное участие.
Комментарии