28 марта в рамках программы Европейской школы в Воронеже прошла секция «СМИ и стратегические коммуникации: как продвигать информацию о Евросоюзе российской аудитории». С молодежью на тему поговорил заместитель главы отдела прессы и информации представительства Евросоюза в России Саньин Солдатич.
Вся четырехдневная программа Еврошколы для 40 студентов из разных городов России была посвящена вопросам российско-европейского взаимодействия в сфере образования, экономики, культурного обмена и международных отношений.
Саньин Солдатич в своем выступлении сделал акцент на важности публичной дипломатии. Как известно термин public diplomacy появился в США в 1960-х годах для обозначения дипломатической деятельности, направленной на продвижение национальных интересов не столько среди глав других государств, сколько среди населения. И по сути является заменой понятия пропаганда, которое после Второй мировой войны воспринималось с негативным акцентом, так как в массовом сознании связывалось с геббельсовской и сталинской пропагандами.
Спикер выделил три месседжа, которые стоит через СМИ продвигать массовому россиянину. Первый – о единстве пространств. «Россия – это Европа, мы одно целое экономически, исторически, наши двери не закрыты», – считает Саньин Солдатич. Понимая, что тезис прозвучал неоднозначно, он пояснил, что да, есть проблемы в политике, но как раз для улучшения отношений нужно подключать публичную дипломатию. Второй месседж усиливает первый и направлен на продвижении идеи о том, что ЕС не только хочет улучшения взаимоотношений, но и делает все возможное, чтобы строить их. И третий месседж касается пиара самих мероприятий представительства ЕС в России, которые направлены на продвижение первых двух месседжей. Кстати, что касается первого месседжа, российские студенты, судя по данным страницы Еврошколы на фейсбуке, обсудили тему «Единая Европа vs национализм», «в том числе предложений Эммануэля Макрона об обустройстве единой Европы».
Для правильного продвижения через СМИ европейских ценностей, по мнению Саньина Солдатича, важно работать не только с традиционными ресурсами (газеты, ТВ, интернет), чем и так занимается представительство ЕС в России, но и с социальными сетями.
Несмотря на заявленную тему, региональных журналистов на мероприятие не звали и более того не очень жаловали. Всю информацию организаторы попросили согласовать перед публикацией. Поговорив с Саньином Солдатичем после его выступления о том, как российское представительство ЕС работает с российскими СМИ, нет возможности привести его мнение. Так как спикер пояснил, что не имеет право на официальные комментарии. Хотя вроде бы кто, как не он, имеет на них право, судя по должности.
Тем не менее, по данным официального сайта, за 2017-2018 годы российское представительство ЕС организовало более 50 мероприятий в рамках публичной дипломатии. В том числе, участие российских журналистов в программах обучения в Ирландии, Италии, Греции, Бельгии, Франции.
Европейская школа (EU Study Weeks) – это культурно-образовательный проект представительства ЕС в России, который реализуется на протяжении почти 20 лет. Эксперты обмениваются мнениями о процессах, происходящих сейчас в ЕС, перспективах российско-европейского взаимодействия. По данным пресс-службы Воронежского госуниверситета, где также прошли некоторые мероприятия Еврошколы, для участия в этом году были отобраны 40 студентов и аспирантов, интересующихся вопросами европейского развития, историей евроинтеграции и смежными дисциплинами, из Южного и Центрального федеральных округов. Принимали участие в школе и международные студенты ВГУ из Австрии, Италии и Франции.
Отметим, что для поддержания диалога между ЕС и Россией представительство ведет «мониторинг политической жизни страны, включая вопросы, связанные с правами человека, правосудием, свободой и безопасностью, а также развитием внешней (и оборонной) политики России».
Автор: Ирина Овчарова
Комментарии