16 марта исполнилось ровно четыре года со дня известного референдума в Республике Крым, который так значительно повлиял на судьбы не только жителей полуострова. В качестве международного наблюдателя в тех событиях принимал участие многолетний председатель избирательной комиссии Воронежской области Владимир Селянин. В беседе с интернет-газетой «Время Воронежа» он поделился характерными подробностями того события.
- Как вы узнали, что будете наблюдать за референдумом?
- Дело было 8 марта. В первой половине дня позвонили из Москвы, спросили, чем я занят. Я честно ответил, что поздравляю своих родных женщин с праздником. У меня поинтересовались, как я смотрю на то, чтобы отправиться в командировку? Ответил: если Родина скажет «надо», я готов. На следующий день я уже был на вокзале с вещами и ждал поезда в Краснодар. Там я встретился с коллегами, которые направлялись на полуостров с той же целью.
- А много было коллег?
- Восемь человек из избирательных комиссий разных регионов. Например, из Татарстана, Белгородской области, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии. Из Краснодара мы 10 марта на пароме переправились в Крым. Там нас встретил украинские таможенники и пограничники, поставили отметки в паспортах и впустили на территорию.
- Где именно вы осуществляли наблюдение за референдумом?
- В Красноперекопске – это самый север Крыма, на границе с территорией Украины. До начала голосования я объехал территорию округа, постарался познакомиться со всеми председателями участковых и территориальных комиссий. Хочу отметить, что несмотря на то, что времени на подготовку референдума было немного, все было организовано очень четко. Да, наглядная агитация была скудная, по сравнению с тем, к чему, наверное, привыкли у нас, но, кажется, в большом количестве она и не требовалась: люди и так знали, за что им предстоит голосовать.
- Как проходило голосование?
- Явка была высочайшая. На 12 часов дня в Красноперекопске проголосовали более 50% избирателей. Мне это немного напомнило наш Аннинский район, который всегда отличался своей выборной активностью. В Крыму я видел, что даже те избиратели, что не могли ходить сами, настаивали, что родственники доставили их на участки, хотя могли вызвать комиссию на дом. Я спрашивал, почему они так поступают? Они отвечали: событие историческое, хотим лично участвовать. В итоге явка в месте моего наблюдения составила 88%, а «за» проголосовали 95,4%. Мы занесли эти данные грифелем на школьную доску, и я подвел к ней болгарского наблюдателя от Евросоюза, чтобы сфотографироваться на таком фоне. Помню, в конце дня, когда стало понятно, чем закончился референдум, над зданием местной администрации подняли российский флаг, и на главной площади, где собрались сотни людей, началось ликование – по-другому это не назову. А утром мы узнали данные в целом по Крыму: при явке в 83,1% за присоединение к России проголосовали 96,7%.
- Вы сказали, у вас «за» проголосовали 95,4%. А оставшиеся 4,6% как-то проявляли свою позицию?
- Нет, ничего такого я лично не видел. При том, что в нашем округе голосовали много татар и армян, живущих в городе Армянске. Помню, многие переживали, что их дети, учившиеся в вузах Киева и Одессы, не смогли приехать для участия в референдуме.
- Когда закончилась ваша командировка?
- Уехал из Крыма во второй половине дня 17 марта.
- Потом вам доводилось бывать на полуострове?
- Да, через год у нас там проходило совещание, и у меня была возможность проехать по местам, где я вел наблюдение, поговорить со многими из тех, с кем беседовал тогда. Могу заверить, что за год их мнение не изменилось.
- Владимир Егорович, Родина, которая отправила вас в командировку, как-то отметила этот ваш необычный труд?
- Не знаю, надо ли об этом говорить…
- Смотря о чем.
- По итогам кампании мне была объявлена письменная благодарность президента России за участие в этой работе.
- Должен спросить: чем вы занимаетесь сейчас?
- Совсем недавно перенес тяжелую операцию. С тех пор, как ушел на пенсию – с политикой не связан вообще. Только семья, дом, сельское хозяйство. Иногда ваши коллеги звонят, просят консультаций по поводу выборного процесса. Чем могу – помогаю.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии