Общественная палата Воронежской области начала серию обучающих семинаров для наблюдателей на выборах 18 марта. Возможность подключить общественников к избирательному процессу появилась после принятия поправок в федеральное законодательство 5 декабря 2017 года. Председатель Общественной палаты Воронежской области Неля Пономарева рассказала корреспонденту «Времени Воронежа», какую роль наблюдатели-общественники призваны сыграть во время президентской кампании в регионе.
– Зачем вообще, на ваш взгляд, понадобились наблюдатели от Общественной палаты? Разве раньше корпус наблюдателей не справлялся со своими задачами?
– Общественные наблюдатели – совершенно независимы. Они не относятся ни к одной партии, никак не связны с кандидатами, для них прозрачная процедура выборов важнее, чем победа какой-либо политической силы. Общественный наблюдатель просто смотрит, чтобы было легитимно, прозрачно, правильно и хорошо. Именно для этого нужен «золотой стандарт» (инструкция по поведению и действиям наблюдателей на выборах, разработанная Общественной палатой РФ совместно с ЦИКом – «Время Воронежа»). Наблюдатель должен работать в рамках закона и в интересах его соблюдения! Именно поэтому мы делаем такой серьезный акцент на обучении, проведении семинаров и вебинаров для воронежских общественных наблюдателей.
– Разве не такой же результат выходил у представителей партий? Допустим, каждый из них подмечал что-то только в пользу своего кандидата. Но сумма их усилий – это и есть соблюдение закона. Если по мячу ударить с нескольких сторон, он так и останется на месте.
– Наблюдатели от партий за свою работу получают деньги. Все-таки они материально заинтересованы в достижении определенного результата. А общественник потому и называется общественником, что старается для пользы других людей по велению сердца, бескорыстно. Я уверена, что в наблюдатели идут именно такие люди, готовые проявлять инициативу и уважать закон. Давайте вспомним любой субботник. Люди же приходят! Они работают. А могли бы просто жаловаться, что лес не убран и вокруг все плохо. Зачем говорить об этом, когда можно самому взять и сделать? С выборами – такая же ситуация. Члены Общественной палаты и я, как ее председатель, – мы никто не получаем зарплату. Это работа по зову сердца, когда ты хочешь быть полезен обществу. Иногда задают вопрос: «А нам за это не заплатят?» Нет, не заплатят. Это забота о другом.
– Не получается ли здесь парадокса? Ведь общественники тоже могут голосовать, и, наверное, сами поддерживают того или иного кандидата – как и наблюдатели от партий. Конечно, они не получают денег от своих фаворитов, но от симпатий все равно никуда не деться.
– Наблюдатель - не агитатор, у него совсем другие цели и задачи. Это самое главное, что мы должны объяснить человеку во время обучения: если хотите, чтобы победил кто-то конкретный, у вас к нему лежит сердце, душа, если вы при этом не можете с собой ничего сделать, чтобы взглянуть на выборы беспристрастно – вы не можете быть наблюдателем от Общественной палаты. Для этого есть партии, агитация - это совсем другая работа.
– На тренинге в Общественной палате можно было наблюдать практически идиллию: совместную работу наблюдателей и представителей областной избирательной комиссии (на первом семинаре присутствовал секретарь облизбиркома Сергей Хорунжий – «Время Воронежа»). Но как должен вести себя наблюдатель-общественник, если он во время голосования видит нарушения со стороны членов участковых избиркомов? Грубо говоря, на его глазах кто-то из официальных лиц кладет пачку бюллетеней в урну?
– В «золотом стандарте» есть четкие инструкции по этому поводу. И местные территориальные избирательные комиссии нам помогают в вопросе изучения и понимания тонкостей избирательного законодательства. Мы хотим, чтобы наши наблюдатели были полностью защищены в правовом поле. К тому же Общественная палата использует ресурс, который накапливался более пяти лет: это, в частности, корпус «За чистые выборы», который работает в регионе с 2012 года, и Ассоциация юристов России, активно занимающееся темой избирательных кампаний. Для общественников все это внове, но наши партнеры-эксперты нам помогают и консультируют.
Я думаю, что первый шаг всегда достаточно тяжелый. Но если мы будем четко выполнять те рекомендации, которые прописаны, мы сможем справиться с любыми нарушениями. Мы должны информировать: идет нарушение. Провокация — мы тоже должны информировать. Наблюдатель может напрямую обратиться в полицию – это один вариант. В другой ситуации он может связаться с вышестоящей комиссией, сообщить о нарушении, вызвать на участок комиссию. И так будет правильно. Не нужно поддаваться на провокации или идти на них самому, надо работать в соответствии с определенным алгоритмом, которому мы учим наблюдателя. Кроме того, к разрешению подобных ситуаций всегда готовы подключиться председатели муниципальной и региональной общественных палат. Мы выстраиваем такую же вертикаль, которая есть в структуре избирательных комиссий.
– Хватит ли у наблюдателей выдержки, чтобы действовать строго по алгоритму? Полтора месяца, которые остаются до 18 марта, – не такой уж долгий срок, чтобы организовать обучение.
– Понимаете, мы так можем говорить и о председателях территориальных избирательных комиссий, о представителях партий — а хватит ли сил? А хватит ли выдержки? Мы общественники стараемся делать то, за что мы взялись, хорошо.
– Общественная палата намерена выставить на каждом избирательном участке по два наблюдателя. Всего это 3540 человек. Получится набрать столько желающих?
– У нас уже готовы списки, в которых числятся более 2 тыс. человек, и этот процесс продолжается. На некоторых избирательных участках может и не понадобиться два наблюдателя. Например, в сельских поселениях, где в списках избирателей числятся всего 55 человек. Но мы готовимся к тому, чтобы полностью закрыть всю область. Нам помогают представители женсоветов, «Матери России», ветеранские и молодежные организации. При необходимости – особенно в городе, где пока не такая высокая активность – мы можем подключить молодых юристов и корпус «За чистые выборы» – они тоже подают в Общественную палату свои списки.
Сейчас у нас в регионе уже есть четкий план подготовительных семинаров, вебинаров, так что к 18 марта мы будем готовы.
– Воронежская область и особенно Воронеж никогда не считались спокойными в плане выборов. Какие негативные факторы могут повлиять на избирательный процесс в 2018 году, на ваш взгляд?
– Наверное, это СМИ.
– СМИ? Что же мы можем такого натворить?
– Некорректная агитация, может быть, чрезмерное внимание к тому или иному кандидату. Мне кажется, СМИ должны держать нейтралитет. В рамках работы Общественной палаты мы подписывали соглашение за честные выборы между партиями. Это один из факторов, который работает на обеспечение стабильности и легитимности выборов. Я надеюсь, СМИ будут придерживаться такой же позиции: если кандидаты будут идти в честной гонке, в честной борьбе, это всегда интересней для избирателя. Хотя, для публикаций и обсуждений, наверное, важнее «горячие» факты. В такое время мы живем.
– У вас есть сомнения в исходе выборов в Воронежской области?
– Что значит, сомнения в исходе? В честности?
– В исходе. Есть кандидат, который по социологическим опросам получает бешеные проценты, а остальные не набирают и 15-20% голосов.
– Задача наблюдателя помочь объективно зафиксировать результат волеизъявления граждан, какой бы он ни был. Мы обучаем общественных наблюдателей, чтобы быть уверенными, что голосование прошло честно и открыто без каких-либо сомнений.
– Есть инициатива оппозиционного политика Алексея Навального о забастовке избирателей. На ваш взгляд, сознательный отказ идти на выборы может свидетельствовать об определенном отношении избирателя к тому, что происходит вокруг него?
– Здесь надо понимать, что одно дело – не ходить на выборы, и другое – собирать людей, призывать их к каким-то действиям. Зачем это все? Я сама – за ответственность, за то, чтобы ходить на выборы. Я не пропускала ни одних выборов, мои родители тоже. Это готовность взять на себя ответственность за происходящее. Я думаю, участие нейтральных общественных наблюдателей наоборот может повысить явку, привлечь людей на избирательные участки, укрепить их доверие к выборам за счет того, что сама избирательная процедура станет более открытой и прозрачной.
Беседовал Олег Григоренко
Комментарии