В декабре принято приступать к подведению итогов уходящего года. Интернет-газета «Время Воронежа» не стала уклоняться от этой традиции и побеседовала на темы культурных достижений и утрат с главой областного общественного совета по культуре, искусствоведом, критиком, заслуженным работником высшей школы РФ Брониславом Табачниковым.
– Назовите главные, по вашему мнению, события воронежской культуры в 2017 году.
– Выделю два. Первое – очередной Платоновский фестиваль. Второе – постановка «Гамлета», осуществленная Владимиром Петровым в драматическом театре. На мой взгляд, очень сильный получился спектакль, который можно показывать по всему миру.
– Как вы думаете, уровень воронежских фестивалей растет или падает?
– Остается стабильно высоким. Дело это сложное, без накладок обойтись невозможно, но тот же Платоновский уже семь лет сохраняет очень высокий уровень. То же могу сказать про фестиваль Маршака.
– А что вас печалит на воронежском культурном фронте?
– То обстоятельство, что культура у нас сама по себе, а люди – сами по себе. Вот, к примеру, приезжает в Воронеж Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов в мире. С моей точки зрения, очередь за билетами в филармонию должна была заканчиваться у «Пролетария». Но на концерте, увы, в зале обнаружились свободные места. Так же, как это было в 1960-70 года, когда к нам приезжал великий Эмиль Гилельс.
Поэтому, когда я слышу, что мероприятия Платоновского фестиваля посетили более 80 тыс. человек, я понимаю, что для миллионного города это – не показатель. Особенно, если учесть, что значительная часть из них побывала на массовых и бесплатных акциях, а многие посетили по два-три спектакля и концерта. На последнем фестивале билеты купили примерно 26 тыс. человек, что для такого многолюдного города – очень мало. Воронежцы в большинстве своем старательно избегают культурных впечатлений.
И еще меня угнетает тот факт, что публика на наших культурных мероприятиях более чем на две трети состоит из женщин. Разумеется, я не против женщин. Но когда мужчин не тянет к качественным интеллектуальным и эмоциональным впечатлениям – это вызывает большую тревогу.
– Почему, как вы считаете, высокий уровень наших культурных событий не способствует улучшению общественных нравов?
– Тому есть причины глубинные и поверхностные. Начну с глубинных. В этом году в стране отмечали столетие российских революций. Сто лет назад в Воронежской губернии проживали 3,5 млн человек, из них в городе Воронеже – 85 тыс. Теперь: в области живут 2,3 млн, из них 1 млн – в городе. Откуда они взялись? Из деревни. А в деревне не было досуговой привычки ходить в театры, читать книги, посещать выставки. Если эти привычки не заложены в детстве – их потом не привьешь. Те, кто должен воспитывать в них культурное любопытство – те же вузовские преподаватели, к примеру, – в большинстве своем сами никуда не ходят. Когда я принимаю экзамены у выпускников педагогического университета, иногда спрашиваю у них: сколько раз вы побывали в театре или выставочном зале? В 90 % случаях получаю ответ: «Ни разу». У людей просто отсутствует такая потребность.
И есть причина поверхностная – колоссальная конкуренция, которую оказывают культурной сфере интернет и телевидение. Источников досугового времяпровождения – полно, причем легкодоступных, необременительных. Поэтому, когда я прихожу в филармонию и вижу, что зал на 460 мест заполнен, то радуюсь и этому факту.
– В связи с этим, вы можете оценить культурный уровень представителей воронежской власти?
– На самом верху у нас находится очень культурный человек. Губернатор едва ли не с первого дня стал посещать все премьеры в воронежских театрах, симфонические концерты, выставки.
А если спустится на одну-две ступеньки вниз по иерархической лестнице – то никого из них не увидишь ни в театре, ни на концерте, ни в музее. Они – наследники той части населения, о которой я говорил выше. Сфера досуговых интересов у них не сформировалась. При этом они замечательно научились пользоваться всяческими отговорками: мол, у меня работы столько, что некогда по вашим театрам ходить. Можно подумать, что у Алексея Гордеева работы меньше, чем у них.
Так что общий культурный уровень нашей власти – за исключением губернатора – я оцениваю очень невысоко. Но это примета не сегодняшнего дня. Я живу в Воронеже 55 лет, все эти годы хожу в филармонию. Бюро Воронежского обкома партии в полном составе в филармонии я видел, можно сказать, два раза. Когда они пришли послушать концерт замечательной Валюши Толкуновой.
– А второй раз?
– Тот случай я считаю за два – первый и последний раз.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии