Во времена кризиса политические и экономические противоречия, существующие в любом обществе, выходят из тени и становятся предметом обсуждения. Или причиной громких конфликтов. О некоторых противоречиях такого рода, имеющих место в Воронеже, интернет-газета «Время Воронежа» побеседовала с депутатом городской думы, лидером фракции КПРФ Константином Ашифиным.
- Начинается работа над проектом бюджета города. Какие у вас ожидания?
- Мы же все зависим от принципа бюджетного федерализма. То есть, не снизу, как должно быть, когда сначала муниципалитеты и регионы смотрят на свои возможности и потребности, а наоборот. Сначала формируется бюджет федеральный, а потом нормативы спускаются вниз, где регионы и муниципалитеты живут с тем, что им дадут. Мы же - зависимый регион, и муниципалитет, в свою очередь, по полной программе зависит от поступлений из вышестоящих бюджетов. В 2017 году в распоряжении города оставалось меньше 10% заработанного. Сейчас обещают, что на 2018 год оставят немногим более 12%.
- Уже, можно сказать, прогресс.
- Пока все это не будет представлено в абсолютных цифрах, невозможно говорить о прогрессе. В кулуарах говорят о том, что будет снижение по всем статьям. Посмотрим. 14 ноября в гордуму проект бюджета поступит, тогда можно будет говорить предметно. Сейчас идет процесс согласования, очень сложная работа. Финансисты наши умудряются в этих условиях сохранять устойчивость, это просто виртуозная работа.
Но надо понимать, что экономика – это наука, которая не зависит от личной воли любого начальника. Мы, наша фракция КПРФ, регулярно твердили о том, что невозможно работать постоянно с дефицитом, в убыток, недофинансировать основные статьи, практически не выделять средств на развитие, непременно начнется деградация. Сейчас, мне кажется, эта мысль дошла уже до всех. Она уже звучит на самой высокой платформе, у премьера, у президента. Стало очевидно, что дальше двигаться невозможно. 2,2 трлн рублей на сегодня озвучен долг регионов, и это только тот долг, который виден. Еще же много скрытых долгов, как у нас по «Воронежтеплосетям», например. Мы же его не формируем в качестве обязательств муниципалитета, а он-то есть. Бюджетные гарантии под него существуют. Начались какие-то движения с этими долгами.
- Вы имеете в виду объявленную реструктуризацию?
- Сначала принялись менять коммерческие кредиты на бюджетные. В Воронеже уже набрали максимальное количество кредитов, и дальше мы двинуться не можем. Это значит, что мы не оставили ни одного шанса будущим поколениям, у них уже этого инструмента – взять кредит – просто нет. Им нужно отдавать то, что было набрано раньше. А то, что мы набрали, - благополучно проели, а не вложили в какие-то драйверы развития. Просто затыкали дыры, чтобы выжить. Теперь затыкать нечем.
Ситуация год от года хуже. Когда принимали бюджет- 2017, я уже говорил, что монголы облагали города данью в размере 1-2%. Сегодня правительство обложило города «данью» в 90%. Как это назвать еще, если не бюджетным игом?
- В последние месяцы в Воронеже активизировалась борьба мэрии с мелким бизнесом. Вы можете дать оценку происходящему?
- У каждого своя правда. В действиях чиновников какая-то логика присутствует: не платите в бюджет, не совсем законно поставили киоск, ваши магазинчики не соответствуют эстетике города. Эта логика, наверное, имеет право на жизнь, но я говорю чиновникам: а вы уверены, что сейчас самое время принимать такие меры? Страна в кризисе, рушатся многие институты экономические, основные источники бюджетных поступлений. В таких условиях предпринимательство всегда в развитых странах спасало ситуацию. А у нас что происходит? Уничтожая киоск одного человека, говорю я чиновникам, вы лишаете его заработка, а также еще несколько человек, которые эту точку обслуживают. Плюс они еще и налоги какие-то платили. Как только вы эту точку ликвидировали, вы послали всех этих людей на биржу, дополнительно загрузив государство, которое еще вчера что-то от них получало, а теперь должно поддерживать их жизнь. Более того, власти трудно уйти от подозрений, ведь опосредованно эти меры идут на пользу торговым сетям. Понятно, что мелкие предприниматели не имеют того ресурса, что есть у города и крупных компаний. Но мне кажется, как раз задача государства и муниципалитета в том, чтобы помочь им. Ведь у нас много чиновников, которые должны заниматься защитой предпринимателей. Но то, что делается не очень похоже на защиту. А дальше – что? Дальше, когда люди понимают, что не в состоянии бороться с этой машиной, они выходят на площади, перекрывают улицы. А когда для их разгона вызываются сотрудники ЧОПов, полиции, Росгвардии, мне кажется, что это далеко от понимания диалога с людьми. Послушайте, завтра любая категория людей может попасть под этот каток – учителя, врачи. И вы с ними будете поступать так же? Проблемы есть всегда, но задача и мудрость руководства состоит в том, чтобы эти вопросы решать. Спокойно, с учетом всех интересов, находить компромиссы. Лес рубят – щепки летят, здесь эта форма неприемлема.
- Не щепки - люди.
- Да, люди. Для человека потерять сегодня даже небольшой заработок – трагедия. Потому что найти себе другое применение практически невозможно.
- Еще одна актуальная тема – метро. Об этом опять говорят много. Нет ли ощущения, что под этот шум власти хотят скрыть отсутствие идей относительно модернизации действующих путей сообщения?
- Идеи-то есть, нет финансирования. Я к теме метро отношусь очень спокойно, поскольку в чудеса и в сказки не верю. Напомню: за время с момента распада Советского Союза ни в одном городе России не было построено метро. Ни в одном. Поэтому я в это не очень верю. Пункт второй. Когда говорят о строительстве метро, хотелось понять, насколько оно разрешит проблему? Какие районы в городе соединять? Какие потоки людей направлять, куда кто поедет? Кто-нибудь экономику этого проекта просчитывал? Ведь если метро окажется убыточным, это ляжет серьезным финансовым бременем на плечи города.
- Не самые могучие плечи.
- В том-то и дело. Метро – штука затратная. Сколько готовы воронежцы платить за проезд в нем? Если значительно больше, чем в маршрутке, то, скорее всего, народ на метро не поедет. А если сопоставимо с наземным транспортом, то насколько это рентабельно?
Я не противник метро, но хотелось бы получить ответы. В советские времена метро строили, чтобы рабочую силу доставить на предприятия и обратно. А сейчас – что с чем мы будет соединять? Кто может просчитать, куда будут направлены главные потоки воронежцев через несколько лет?
Не хочу никого обидеть, но без глубокого системного подхода этот проект остается прожектом, а прожекты, как правило…
- Недолговечны?
- Более того, решают не те задачи. Отвлекают общественное мнение. Может, лучше небольшими средствами, доступными, но постоянно улучшать, нашу транспортную инфраструктуру с тем, чтобы в коллапс не впадать? Про те же развороты на Московском проспекте только ленивый не высказался. Кучу денег потратили, чтобы доставить людям неудобства, а теперь ссылаются на нормы и правила. Но, послушайте, эти нормы, они же должны служить людям, в конце концов! Раз они мешают, надо их изменить.
Много и давно говорят об окружной дороге. Но давайте уже хотя бы по чуть-чуть, но что-то делать каждый год. В этом отношении я меня есть определенные надежды, что что-то изменится после того, как дорожную деятельность стал курировать первый вице-губернатор Геннадий Макин. Он человек деятельный, в этом году, наверное, все увидели, что дороги в Воронеже сделали хорошего качества. Посмотрим, конечно, как они сохранятся. Но вообще, дороги очень неплохие, особенно центр. Впрочем, мы же понимаем, что из-за платных участков фуры теперь поехали через Димитрова, соответственно, въехать в город стало невозможно. Очевидно, что искать решение этих проблем, имея системный взгляд, в каждый период времени решая точечные задачи. А про метро рассуждать легко, особенно, когда эти рассуждения не подразумевают никакой ответственности.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии