Воронежским чиновникам написали коррупционную азбуку

Воронежским чиновникам написали коррупционную азбуку

Чтобы избежать конфликта интересов на службе, достаточно быть порядочным человеком


 

Сформированный в мае, в соответствии с требованиями президента РФ, в администрации Воронежа отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений безотлагательно приступил к работе. На сайте этого подразделения  опубликована памятка для чиновников о том, что такое конфликт интересов и как его можно урегулировать.

Отдадим должное составителям документа, они сразу признаются: «Составить исчерпывающий перечень ситуаций, при которых возникает или может возникнуть конфликт интересов, невозможно». Но перечень типовых ситуаций конфликта оказался им по плечу.

Вот как в их представлении выглядит типовая ситуация номер один: «Выполнение отдельных  функций муниципального (административного) управления в отношении родственников и (или) иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего администрации городского округа город Воронеж». Далее идет примерное описание типичной ситуации: чиновник участвует «в принятии кадровых решений в отношении родственников  и/или  лиц, с которыми связана его личная заинтересованность».

Согласимся ситуация, действительно, типичная: несмотря на все конкурсы при приеме на работу, органы власти и местного самоуправления заполнены родными и близкими чиновникам людьми.

Как же предписывает антикоррупционный отдел поступать в таких случаях? А очень просто: «Муниципальному служащему надлежит  в письменной форме уведомить  представителя нанимателя о наличии личной заинтересованности». Чтобы было понятно: представитель нанимателя – это вышестоящий руководитель.

Тому, в свою очередь, рекомендуется  вывести служащего  из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности является его родственник.

Но рекомендация – штука тонкая, ее можно выполнить, а можно принять к сведению. Да и остальные члены комиссии не дураки, они знают, чей родственник или знакомый участвует в конкурсе и всегда готовы помочь хорошему человеку, даже если их об этом прямо никто не просит.

А вот еще одна типичная ситуация, которую отдел по профилактике деликатно именует «Выполнение иной оплачиваемой работы». Что имеется в виду? На чиновничьем языке это выглядит так: «Муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет функции муниципального (административного) управления».

Что ж, и такое в наших краях не редкость. Как же тут избежать соблазна?

В отделе по профилактике правонарушений об этом хорошо осведомлены. Оказывается, «представитель нанимателя не вправе запретить  муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу».

А вот «определение степени личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими последствиями». Какие уж тут могут вытечь последствия, сказать сложно: понятие личной ответственности позволяет расширять или сужать границы дозволенного до бесконечности.

Все ж таки профессиональные борцы с коррупцией рекомендуют чиновнику отказаться от иной оплачиваемой работы при наличии конфликта, но опять же – рекомендация – не приказ.

Впрочем, в памятке на это счет имеется грозный параграф: «Если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего  от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий или его родственники выполняют оплачиваемую работу».

А немного ниже в том же документе имеется не менее суровый пункт: «В случае участия муниципального служащего в принятии решения о закупке для муниципальных нужд товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана  личная заинтересованность, муниципальному служащему, помимо необходимости уведомления представителя нанимателя о конфликте интересов, рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе».

Вот так: рекомендуется по возможности.

Любопытно, как чиновникам рекомендуется избегать конфликта интересов, связанного с получением подарков и услуг. Ведь им все время навязывают всяческие подарки неизвестно за что, из одного только личного расположения.

Так вот, если служащему предлагают подарки «или иные блага», то ему лучше воздержаться от их получения. То же касается и его родственников – им тоже лучше не принимать ничего от людей или компаний, которые чиновник обязан контролировать.

А если руководитель этого чиновника узнает, то тот подарок принял, он должен «предложить» служащему вернуть или оплатить подарок, и отстранить чиновника от исполнения  должностных обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых получен подарок,  пока тот этого не сделает.

А что делать, если подарок дарит подчиненный?

Тут тоже все просто: «Муниципальному служащему надлежит отказаться от принятия подарков от подчиненных сотрудников вне зависимости от их стоимости и повода дарения».

Это пункт, кажется, освобождает мелких клерков от регулярных коллективных сборов на подарок руководителю ко дню рождения. По нашим сведениям, в некоторых организациях сборы такого рода являются весьма обременительными для сотрудников. А отказаться сдавать деньги они не могут, поскольку бояться начальника, а его приближенных – и того пуще.

Есть в этой памятке и другие элементарные вещи. Чиновники не должны иметь имущественных обязательств перед организациями, в отношении которых они выполняют функции управления. Не должны в корыстных целях использовать конфиденциальную информацию, полученную при исполнении обязанностей. Не должны вести переговоры о своем трудоустройстве с организациями, с которыми они взаимодействуют по службе. Не должны принимать наград от других государств и политических партий.

Документ, созданный в недрах отдела по профилактике коррупции, повторим, обширный, поскольку «типовых ситуаций конфликта интересов» более чем достаточно. Даже Уголовный кодекс не в состоянии зафиксировать все проявления коррупции, что уж говорить про маленький муниципальный отдел, которому, судя по этому перечню, выпала невыполнимая миссия.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
А рекомендации по наказанию за каждый нарушенный пунктик есть? Например-указать, строго указать, обсудить, осудить, предупредить, строго предупредить, обратить внимание и т.д.
И это всё на что смогли "разродиться" чиновники данного отдела за 4 месяца работы? Чем кроме выявления конфликтов интересов они должны заниматься?