События вокруг фигуры главного архитектора Воронежа Антона Шевелева были выстроены в такую цепь, чтобы к главе области Алексею Гордееву вернулось изрядно потрепанное знамя главного борца с коррупцией в регионе. Может быть, даже единственного борца. Сейчас, после череды скандалов, связанных с деятельностью высокопоставленных сотрудников облправительства (в особенности, вице-губернатора Геннадия Макина) этот имидж губернатору нужен позарез.
Итак, в понедельник, 23 января, Алексей Гордеев предпринял внезапную атаку на воронежскую мэрию в связи со строительством кафе в привокзальном сквере. Разрешение на это строительство выдала администрация города, а землю предоставил областной департамент имущественных и земельных отношений (ДИЗО).
Губернатор выражений не выбирал, назвал происходящее архитектурным бандитизмом и призвал правоохранителей разобраться с руководителем управления главного архитектора Антоном Шевелевым и в целом со всем строительным блоком администрации города. Курирует этот блок вице-мэр Владимир Астанин.
Через несколько часов прокуратура города сообщила: проверка законности строительства кафе на территории у железнодорожного вокзала начата и уже установлено, что разрешение на строительство выдано мэрией в декабре прошлого года. Разрешение это было выдано ООО «Альф».
Пикантности ситуации добавило то, что учредителем ООО «Альф» является супруга бывшего мэра Воронежа, ныне депутата гордумы Сергея Колиуха. Некоторые наблюдатели сразу предположили, что таким образом губернатор пытается ослабить политических оппонентов.
Однако Сергей Колиух давно отошел от практической политики, и трудно представить, что при нынешнем губернаторе он может претендовать на что-то большее, чем мандат муниципального депутата.
Тем более – трудно заподозрить, что он или кто-то из членов его семьи рискнул бы в таких условиях заниматься бизнесом без законных оснований. Колиух – человек в юридических делах опытный, он не допустил бы, чтобы на его жену пала хотя бы тень подозрения.
Но, как показали события вторника, 24 января, кафе у вокзала в этой истории было только поводом. В этот день сотрудники УФСБ и Следственного управления задержали Антона Шевелева по подозрению в получении взятки. И судя по информации из разных источников, взятка эта предназначалась не за разрешение на строительство злосчастного кафе.
Мало того, из сообщения Следственного управления следует, что главный архитектор получал деньги несколькими траншами (в том числе на банковскую карту, что говорит об абсолютной уверенности Антона Шевелева в своей безнаказанности) в течение года – с начала 2016 года.
Говоря в понедельник про «архитектурный бандитизм», губернатор формально не должен был знать об оперативной разработке УФСБ, длившейся целый год.
Для тех, кто черпает сведения о жизни исключительно из телевизора, происшествие выглядит так: губернатор осерчал, дал команду проверить «бандита» Шевелева, правоохранители пошли проверять, обнаружили взятку и повязали злодея.
На деле имела место другая хронология, противоположная. Как полагают эксперты, это силовики пришли к губернатору со своей разработкой: у нас ведь без политической воли такие вопросы не решаются. Алексей Гордеев дал ход делу, но и воспользовался им в своих интересах.
Мало того: он ведь не только Антона Шевелева упомянул, а весь строительный блок администрации города. Очевидно, у него есть документальные основания полагать, что и там найдется много полезного для правоохранительных органов.
И тут будет к месту напомнить, что в конце октября прошлого года прокурор области Николай Шишкин объявил, что сотрудники отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции приступили к проверке работы воронежской мэрии в той части, что связана с выдачей разрешения на строительство. Как сказал тогда прокурор, имеют место случаи, когда выдавались разрешения, «которые ни в какие ворота не лезут». И пояснил, что иногда, особенно в центре Воронежа, плотность застройки в 2,5 раза превышает нормативную.
Проверка эта длилась долго, результаты ее, надо полагать, уже получили документальное оформление, и губернатор с ними ознакомлен. Поэтому не стоит удивляться, если в ближайшие дни прокуратура объявит о массовых нарушениях в строительном блоке администрации.
А кафе супруги Сергея Колиуха, как говорят наши источники в административных кругах, просто было использовано как повод. Впрочем, заодно прежней городской элите дали понять, кто здесь по-прежнему главный. Возможно, администрация и отзовет свое разрешение на строительство, хотя причины, по которым это можно сделать, пока неясны. Вице-мэр по градостроительству Владимир Астанин заверил наше издание в том, что оснований для отзыва у мэрии пока нет. Но последнее слово теперь в этом деле за прокуратурой.
А сказавший первое слово Алексей Гордеев, помимо прочего, дал понять, что его критика мэрии продиктована заботой об эстетике городского пространства.
Однако у многих наблюдателей этот посыл вызывает сомнение.
- Я не верю, - говорит депутат Воронежской городской думы, лидер фракции КПРФ Андрей Померанцев, - что областная власть на самом деле печется о внешнем виде Воронежа. Будь это так, губернатор ни за что не допустил бы строительства громадных отелей «Марриотт» и «Рамада» в исторической части города.
Скорее всего, по мнению депутата, в структурах власти возникла необходимость освободить место руководителя управления главного архитектора города для другого человека, Антон Шевелев по каким-то причинам перестал устраивать правительство региона.
О том, что это за причины, можно только догадываться. Кризис сильно отразился на строительной отрасли, а в городе и области есть масса контор, готовых за казенные контракты подготовить любую проектно-сметную документацию. Понятно, что у каждого чиновника есть «свои» конторы, которым он подгоняет такие контракты. Теперь, в связи с падением Антона Шевелева, «его» фирмы будут отлучены от бюджетного пирога.
Эту версию нам предложили представители архитектурного сообщества Воронежа. Не подвергая сомнению факт взяточничества со стороны Шевелева, в то же время многие из них с ужасом ждут – кто же придет на его место? Очевидно, что пост главного архитектора миллионного города стал вакантным. Очевидно, что работа эта прибыльная – если за разрешение на один объект чиновник может получить «более 500 тыс. рублей», как пишет Следственный комитет.
При этом должность главного архитектора в современных условиях противоречива: он должен быть и слугой всех господ-застройщиков, и содержать город в порядке. А это невозможно, считают профессиональные воронежские архитекторы и проектировщики. И почти невозможно, говорят они же, найти на эту должность человека, сочетающего грамотность проектную и административную.
Что касается самого Антона Шевелева, то за его участь просили, что называется, не беспокоиться. Во-первых, по нашей информации, за дело взялись лучшие воронежские адвокаты.
А во-вторых, его отец – Владимир Шевелев, Почетный архитектор России, автор проектов нескольких православных соборов, в том числе Воронежского Благовещенского кафедрального собора. Владимир Петрович – очень уважаемый не только в своей профессиональной среде человек. Как говорят знающие люди, в случаях, когда у его сына возникают какие-то проблемы, для решения этих проблем звонят люди даже не из нашей епархии, а из патриархата.
Конечно, и это не поможет ему вернуться на административную работу, но поможет избежать более суровых испытаний.
Между прочим, Антон Шевелев в 2015 был награжден Почетной грамотой правительства Воронежской области - за плодотворную работу, высокий профессионализм и ответственное отношение к порученному делу. Видимо, этот успех вскружил ему голову, и уже в следующем году он, если верить следствию, принялся вымогать у предпринимателя деньги.
Но Алексей Гордеев вовремя напомнил, что в регионе есть еще кому стоять на страже законности и правопорядка. Ждем продолжения.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
рус
Гость
Гость
1
1
Вадим