Владимир Астанин: «Ветхие микрорайоны в центре Воронежа сдерживают развитие города»

Владимир Астанин: «Ветхие микрорайоны в центре Воронежа сдерживают развитие города»

Вице-мэр по градостроительству ответил на вопросы читателей интернет-газеты «Время Воронежа»


 

На очередную интернет-конференцию наша редакция пригласила заместителя главы администрации города Воронежа по градостроительству Владимира Астанина. Владимир Иванович подробно ответил на вопросы о проблемах и перспективах развития городской среды, о «Балтиморе» и Шилово, о дизайн-регламенте и ветхих кварталах и многие другие. 

- Недавно на планерке в администрации говорилось, что в реестре самовольно построенных объектов числятся 140 зданий. По части из них суды признали за застройщиками право собственности. То есть узаконили незаконное. Что может сделать администрация города, чтобы хоть как-то сдерживать самовольных застройщиков? 

- Там, где суды идут навстречу застройщикам, администрация опротестовывает эти решения, идет в кассационные инстанции, где нам удается отстоять свою позицию. Но, конечно, это не самый эффективный способ решения вопроса. Это длительный процесс, а технологии строительные позволяют за период разбирательств достроить здание полностью, если на него не наложены обеспечительные меры. Но неотвратимость судебного преследования дает понять застройщикам, что самовольное строительство в обязательном порядке будет пресекаться. И если они не хотят нести судебных издержек, то благоразумные застройщики задумываются: стоит ли овчинка выделки. Кроме того, то, что касается объектов жилищного строительства, да и вообще – там, где идет продажа площадей, то в случае выявления объекта, как самовольного, администрация города сообщает об этом в Росреестр и просит не регистрировать сделки.

  - И это работает? 

- Да, это один из способов, препятствующих легализации самовольного объекта. И плюс – одна из мер, наиболее эффективная – профилактика: обнаружение самовольных объектов на ранней стадии. Тут нужна максимальная работа районных управ, чьи сотрудники видят все изменения на своей территории. И важно внимание органов общественного самоуправления – ТОСов, ТСЖ, УК. Они должны своевременно информировать о начале строительных работ – и тогда есть возможность пресечь самострой на начальной стадии.

 - В Воронеже – единственном в стране городе – в черте города возводится крупнейшая военная база. Вместе с тем фактически за городом – в поселке Шилово – строятся жилые кварталы, куда переселяют тысячи людей по программе ветхого жилья. Может ли мэрия принять какие-то меры, чтобы хоть частично исправить градостроительные ошибки, допущенные на тех этапах, когда в городе появился военный аэродром? 

- Вряд ли это можно назвать градостроительной ошибкой. Когда принималось решение о создании «Балтимора», городское развитие было на совершенно другом уровне. Только со строительством Юго-Западного микрорайона город приблизился к аэродрому, но и тогда это не касалось глиссады. По сути, только в 90-е годы были приняты нелогичные решения по выделению земель в районе Тенистого. Тогда, видимо, посчитали, что военная авиация уже не возродится. И из-за этого город попал в затруднительное положение. На сегодня «Балтимор» находится в состоянии реконструкции, и говорить, что область или город могут что-то сделать, чтобы удалить этот объект за черту Воронежа, не приходится. Другое дело, что со стороны конструкторов должны приниматься меры по снижению шумности самолетов. А со стороны застройщиков в этой зоне должны приниматься меры по улучшению звукоизоляции зданий.

Что касается Шилово – это черта города. Тот жилой массив, который там сейчас возводится Домостроительным комбинатом, позволяет говорить о высоком уровне планируемой инфраструктуры. Серьезный вопрос вызывает транспортное сообщение. Необходимо расширение улицы Острогожской. Как возможный вариант рассматривалось железнодорожное сообщение. Но этот вариант дорогостоящий – в связи с тем, что эта железнодорожный ветка пересекает ряд автодорог. Тем не менее, создание второго выезда с этой территории возможно – через Советский район.

Поэтому считать Шилово задворками Воронежа – несправедливо. 

- В этом году формально завершается программа реконструкции ветхих кварталов. Что дальше – ее пролонгируют, примут новую программу или работы продолжатся без всякой программы? 

- Она, безусловно, будет пролонгирована. Территории, попавшие в программу позволяют проводить аукционы на право их развития, это важно. Более того – мы отмечаем растущий интерес застройщиков к развитию именно территории ветхого и аварийного жилья. Причина проста – свободных территорий в центральной части города нет, строить на окраинах дорого, это под силу единицам, которые в состоянии привлечь средства на развитие инфраструктуры, на социальные объекты.

Поэтому тот бизнес, который мы называем средним (да и крупный тоже), все больше внимания обращает на развитие застроенных территорий. В этом году  проведено два аукциона на право развития, в ближайшее время пройдут аукционы  еще по двум таким территориям. И есть конкретный план на 2017 год. 

- Еще одна резонансная тема – дизайн-регламент. Поначалу его введение встретило серьезное сопротивление предпринимательской среды. Сейчас, кажется, шум поутих. Или только кажется? 

- Сопротивление есть, никуда оно не делось. Более того, думаю, чем активнее мы будем его внедрять, тем больше будем видеть сопротивление. Но, слава богу, этим отличаются не все предприниматели, а только определенная часть. Видимо, они считают, что можно жить по собственным правилам. Хотя те участки воронежских улиц, которые уже приведены в соответствие с регламентом, они, по-моему, достаточно красноречиво демонстрируют преображение города в лучшую сторону. И мы эту работу будем продолжать. В 2016 году мы в большей степени давали предпринимателям возможность добровольно присоединиться к реализации этой программы, больше действовали убеждением, демонстрацией позитивных примеров, и не делали акцент на административных мерах воздействия. Но в 2017 году, думаю, эти меры будут усилены, в связи с тем, что у всех было время подумать и принять правильное решение.

На самом деле, никто от реализации дизайн-регламента на своих объектах - торговых или офисных – не разорился. А имиджевая составляющая улучшается – это очевидно. 

- К футбольному чемпионату мира в Воронеже в качестве тренировочных баз выбраны два стадиона. В какой стадии находится их реконструкция?  Какая еще инфраструктура в Воронеже должны быть подготовлена к этому событию? 

- Работа идет полным ходом. Администрация города отвечает как раз за реконструкцию двух стадионов – «Чайка» и «Локомотив». Есть жесткий график, согласованный с Минспорта, технический надзор за работами ведет московское предприятие «Арена», уполномоченное Минспорта. С заданием на этот год мы справились. И на «Локомотиве», и на «Чайке» уже полностью готовы основания под сами поля. На следующий год весной мы должны положить грунт и травяное покрытие – это необходимо сделать за год до чемпионата. На «Локомотиве» уже готова коробка – административно-спортивный корпус. На «Чайке» уже есть каркас будущего здания. Проводим инженерные коммуникации, в ближайшее время смонтируем мачты освещения со специальными приборами, которые соответствуют требованиям Международной федерации футбола. У нас РСУ-55 является подрядчиком на обоих стадионах. И пока я не вижу никаких оснований сомневаться в том, что мы все сделаем вовремя и качественно.

Что касается другой части приема команд, я знаю, что в Воронеже побывали эмиссары, смотрели гостиничный фонд. И насколько я понимаю, остались удовлетворены. В Воронеже достаточно комфортабельные отели, где можно разместить команды. И удобная логистика между стадионами и отелями. 

- В последнее время можно говорить о сближении России и Японии. Известно, что Воронеж – одна из площадок сотрудничества. Есть сейчас какая-то ясность с проектом по формированию комфортной городской среды и комплексной модернизацией ЖКХ? 

- По общению с японской делегацией мы поняли, что для них работа с Россией – дело достаточно новое, и им еще нужно некоторое время на переосмысление своих подходов. Япония в технологическом плане, конечно, далеко находится от нас. Тем не менее, первый этап начался. Состоялся визит в Японию правительственной группы, в которой участвовал первый вице-мэр Воронежа Вадим Кстенин. Сам факт, что есть ряд предложений, которые активно обсуждаются, уже говорит о перспективах. Японцы пока не предлагают каких-то прямых инвестиций. Они предлагают свои технологии, свой интеллект, чтобы помочь нам в части реализации отдельных программ по развитию городской среды. Начиная с синхронизации транспортных потоков, умной логистики, и заканчивая реконструкцией трубопроводов по тем технологиям, которые у них применяются – с внутренней изоляцией.

Сюда приезжали представители их компаний, которые занимаются деревянным домостроением. Уникальная технология, но специфическая. Все-таки Воронеж – достаточно урбанизированное во всех отношениях место, каменный город, а деревянные строения больше характерны для пригородов. Правда, пригороды уже приблизились к городу, поэтому мы не стали от этой темы отмахиваться: наши предприниматели-строители заинтересовались этим методом, возможно, дело получит продолжение.

Отдельная большая тема – транзитно ориентированное пространство. В Японии сумели сделать так, что большинство огромного населения страны передвигается не на личных автомобилях, а на общественном транспорте, а именно на поездах. У них транспортные узлы превращены в крупные общественно-деловые центры. Там есть возможность пересесть с любого вида транспорта в любом направлении, а кроме того в этих центрах располагаются офисы, магазины, развлечения. В таких узлах у них активно развивается город в целом. 

- Для нас это пока выглядит фантастикой. 

- Есть немного. Они посмотрели на наш вокзал «Воронеж-1», были удивлены его немноголюдностью. Но тема очень перспективная, хотя и не ближняя. Вы знаете, что мы обсуждаем вопрос создания в Воронеже легкорельсового транспорта. Вот на стыке этих интересов и возможно применение японского опыта. Он будет очень полезен в части правильного формирования хотя бы даже технико-экономического обоснования таких проектов. Если этим заниматься, то в Воронеже надо создавать наиболее современные, высокотехнологичные транспортные проекты. Чтобы они были ориентированы в будущее. 

- Интересно, какое впечатление вынесли бы японцы со станции «Придача»? 

- Это тема такая… Пока  идея с созданием  «Воронежа-3» заглохла. Но к ней государство все равно вернется, как раз там вполне логично появление транзитно - ориентированного транспортного узла. 

- С 1 января вступают в силу поправки в Гражданский кодекс, и власти и инвесторы смогут принудительно выкупать у собственников земли, - заброшенные или используемые не по назначению. В связи с этим – сколько в Воронеж заброшенных промзон и есть ли у города на них какие-то конкретные планы? 

- «Заброшенность» - общий термин. Этот вопрос должен регулироваться законом более точно. У любой территории есть собственник. Качество ее использования возможно доказать только через суд, и это не будет простым процессом. Но сам фактор наличия у муниципалитета возможности изъятия земли очень важен.

Вообще механизм принудительного изъятия, мне кажется, очень важен не столько для промплощадок, сколько для определенных жилых зон. Сегодня в самом центре Воронежа существуют ветхо-аварийные малоэтажные микрорайоны, которые не развиваются. Не потому, что инвесторы не хотят на этой территории строить, в потому, что они не в состоянии выкупить это право. Взять хоть участок улицы Фридрих Энгельса между 9 Января и Куколкина. Мы туда инвесторов приглашали, а они говорят: развитие при таких ценах невозможно, экономика никак не складывается.

Эти фантастические цены диктуют собственники древнего жилья. Рынок здесь не причем. Их цены выше рыночных зачастую в разы.

Поэтому механизм, позволяющий муниципалитету выкупать эту территорию за нормальную рыночную цену, решая вопросы, связанные с расселением, позволил бы городу получить очень интересные площадки под развитие. 

Интернет-конференцию подготовил: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Мое мнение. Старый дом в центре, с 6тью сотками возле него - это минимум 15 лимонов. И если мне будут предлагать 3х комнатную у чорта на куличках - я посоветую этим ребятам - я не ваш клиент. Конечно можно устроить пожар, можно отправить к Наполеонам - но это чревато. Мой совет - платите деньги. В этом доме жили мои предки, и он - это моя Родина. Я могу его отдать вам - но не для строительства новых свечек. Делиться надо, братцы, с серьезным взглядом.