На очередную интернет-конференцию наша редакция пригласила заместителя главы администрации города Воронежа по градостроительству Владимира Астанина. Владимир Иванович подробно ответил на вопросы о проблемах и перспективах развития городской среды, о «Балтиморе» и Шилово, о дизайн-регламенте и ветхих кварталах и многие другие.
- Недавно на планерке в администрации говорилось, что в реестре самовольно построенных объектов числятся 140 зданий. По части из них суды признали за застройщиками право собственности. То есть узаконили незаконное. Что может сделать администрация города, чтобы хоть как-то сдерживать самовольных застройщиков?
- Там, где суды идут навстречу застройщикам, администрация опротестовывает эти решения, идет в кассационные инстанции, где нам удается отстоять свою позицию. Но, конечно, это не самый эффективный способ решения вопроса. Это длительный процесс, а технологии строительные позволяют за период разбирательств достроить здание полностью, если на него не наложены обеспечительные меры. Но неотвратимость судебного преследования дает понять застройщикам, что самовольное строительство в обязательном порядке будет пресекаться. И если они не хотят нести судебных издержек, то благоразумные застройщики задумываются: стоит ли овчинка выделки. Кроме того, то, что касается объектов жилищного строительства, да и вообще – там, где идет продажа площадей, то в случае выявления объекта, как самовольного, администрация города сообщает об этом в Росреестр и просит не регистрировать сделки.
- И это работает?
- Да, это один из способов, препятствующих легализации самовольного объекта. И плюс – одна из мер, наиболее эффективная – профилактика: обнаружение самовольных объектов на ранней стадии. Тут нужна максимальная работа районных управ, чьи сотрудники видят все изменения на своей территории. И важно внимание органов общественного самоуправления – ТОСов, ТСЖ, УК. Они должны своевременно информировать о начале строительных работ – и тогда есть возможность пресечь самострой на начальной стадии.
- В Воронеже – единственном в стране городе – в черте города возводится крупнейшая военная база. Вместе с тем фактически за городом – в поселке Шилово – строятся жилые кварталы, куда переселяют тысячи людей по программе ветхого жилья. Может ли мэрия принять какие-то меры, чтобы хоть частично исправить градостроительные ошибки, допущенные на тех этапах, когда в городе появился военный аэродром?
- Вряд ли это можно назвать градостроительной ошибкой. Когда принималось решение о создании «Балтимора», городское развитие было на совершенно другом уровне. Только со строительством Юго-Западного микрорайона город приблизился к аэродрому, но и тогда это не касалось глиссады. По сути, только в 90-е годы были приняты нелогичные решения по выделению земель в районе Тенистого. Тогда, видимо, посчитали, что военная авиация уже не возродится. И из-за этого город попал в затруднительное положение. На сегодня «Балтимор» находится в состоянии реконструкции, и говорить, что область или город могут что-то сделать, чтобы удалить этот объект за черту Воронежа, не приходится. Другое дело, что со стороны конструкторов должны приниматься меры по снижению шумности самолетов. А со стороны застройщиков в этой зоне должны приниматься меры по улучшению звукоизоляции зданий.
Что касается Шилово – это черта города. Тот жилой массив, который там сейчас возводится Домостроительным комбинатом, позволяет говорить о высоком уровне планируемой инфраструктуры. Серьезный вопрос вызывает транспортное сообщение. Необходимо расширение улицы Острогожской. Как возможный вариант рассматривалось железнодорожное сообщение. Но этот вариант дорогостоящий – в связи с тем, что эта железнодорожный ветка пересекает ряд автодорог. Тем не менее, создание второго выезда с этой территории возможно – через Советский район.
Поэтому считать Шилово задворками Воронежа – несправедливо.
- В этом году формально завершается программа реконструкции ветхих кварталов. Что дальше – ее пролонгируют, примут новую программу или работы продолжатся без всякой программы?
- Она, безусловно, будет пролонгирована. Территории, попавшие в программу позволяют проводить аукционы на право их развития, это важно. Более того – мы отмечаем растущий интерес застройщиков к развитию именно территории ветхого и аварийного жилья. Причина проста – свободных территорий в центральной части города нет, строить на окраинах дорого, это под силу единицам, которые в состоянии привлечь средства на развитие инфраструктуры, на социальные объекты.
Поэтому тот бизнес, который мы называем средним (да и крупный тоже), все больше внимания обращает на развитие застроенных территорий. В этом году проведено два аукциона на право развития, в ближайшее время пройдут аукционы еще по двум таким территориям. И есть конкретный план на 2017 год.
- Еще одна резонансная тема – дизайн-регламент. Поначалу его введение встретило серьезное сопротивление предпринимательской среды. Сейчас, кажется, шум поутих. Или только кажется?
- Сопротивление есть, никуда оно не делось. Более того, думаю, чем активнее мы будем его внедрять, тем больше будем видеть сопротивление. Но, слава богу, этим отличаются не все предприниматели, а только определенная часть. Видимо, они считают, что можно жить по собственным правилам. Хотя те участки воронежских улиц, которые уже приведены в соответствие с регламентом, они, по-моему, достаточно красноречиво демонстрируют преображение города в лучшую сторону. И мы эту работу будем продолжать. В 2016 году мы в большей степени давали предпринимателям возможность добровольно присоединиться к реализации этой программы, больше действовали убеждением, демонстрацией позитивных примеров, и не делали акцент на административных мерах воздействия. Но в 2017 году, думаю, эти меры будут усилены, в связи с тем, что у всех было время подумать и принять правильное решение.
На самом деле, никто от реализации дизайн-регламента на своих объектах - торговых или офисных – не разорился. А имиджевая составляющая улучшается – это очевидно.
- К футбольному чемпионату мира в Воронеже в качестве тренировочных баз выбраны два стадиона. В какой стадии находится их реконструкция? Какая еще инфраструктура в Воронеже должны быть подготовлена к этому событию?
- Работа идет полным ходом. Администрация города отвечает как раз за реконструкцию двух стадионов – «Чайка» и «Локомотив». Есть жесткий график, согласованный с Минспорта, технический надзор за работами ведет московское предприятие «Арена», уполномоченное Минспорта. С заданием на этот год мы справились. И на «Локомотиве», и на «Чайке» уже полностью готовы основания под сами поля. На следующий год весной мы должны положить грунт и травяное покрытие – это необходимо сделать за год до чемпионата. На «Локомотиве» уже готова коробка – административно-спортивный корпус. На «Чайке» уже есть каркас будущего здания. Проводим инженерные коммуникации, в ближайшее время смонтируем мачты освещения со специальными приборами, которые соответствуют требованиям Международной федерации футбола. У нас РСУ-55 является подрядчиком на обоих стадионах. И пока я не вижу никаких оснований сомневаться в том, что мы все сделаем вовремя и качественно.
Что касается другой части приема команд, я знаю, что в Воронеже побывали эмиссары, смотрели гостиничный фонд. И насколько я понимаю, остались удовлетворены. В Воронеже достаточно комфортабельные отели, где можно разместить команды. И удобная логистика между стадионами и отелями.
- В последнее время можно говорить о сближении России и Японии. Известно, что Воронеж – одна из площадок сотрудничества. Есть сейчас какая-то ясность с проектом по формированию комфортной городской среды и комплексной модернизацией ЖКХ?
- По общению с японской делегацией мы поняли, что для них работа с Россией – дело достаточно новое, и им еще нужно некоторое время на переосмысление своих подходов. Япония в технологическом плане, конечно, далеко находится от нас. Тем не менее, первый этап начался. Состоялся визит в Японию правительственной группы, в которой участвовал первый вице-мэр Воронежа Вадим Кстенин. Сам факт, что есть ряд предложений, которые активно обсуждаются, уже говорит о перспективах. Японцы пока не предлагают каких-то прямых инвестиций. Они предлагают свои технологии, свой интеллект, чтобы помочь нам в части реализации отдельных программ по развитию городской среды. Начиная с синхронизации транспортных потоков, умной логистики, и заканчивая реконструкцией трубопроводов по тем технологиям, которые у них применяются – с внутренней изоляцией.
Сюда приезжали представители их компаний, которые занимаются деревянным домостроением. Уникальная технология, но специфическая. Все-таки Воронеж – достаточно урбанизированное во всех отношениях место, каменный город, а деревянные строения больше характерны для пригородов. Правда, пригороды уже приблизились к городу, поэтому мы не стали от этой темы отмахиваться: наши предприниматели-строители заинтересовались этим методом, возможно, дело получит продолжение.
Отдельная большая тема – транзитно ориентированное пространство. В Японии сумели сделать так, что большинство огромного населения страны передвигается не на личных автомобилях, а на общественном транспорте, а именно на поездах. У них транспортные узлы превращены в крупные общественно-деловые центры. Там есть возможность пересесть с любого вида транспорта в любом направлении, а кроме того в этих центрах располагаются офисы, магазины, развлечения. В таких узлах у них активно развивается город в целом.
- Для нас это пока выглядит фантастикой.
- Есть немного. Они посмотрели на наш вокзал «Воронеж-1», были удивлены его немноголюдностью. Но тема очень перспективная, хотя и не ближняя. Вы знаете, что мы обсуждаем вопрос создания в Воронеже легкорельсового транспорта. Вот на стыке этих интересов и возможно применение японского опыта. Он будет очень полезен в части правильного формирования хотя бы даже технико-экономического обоснования таких проектов. Если этим заниматься, то в Воронеже надо создавать наиболее современные, высокотехнологичные транспортные проекты. Чтобы они были ориентированы в будущее.
- Интересно, какое впечатление вынесли бы японцы со станции «Придача»?
- Это тема такая… Пока идея с созданием «Воронежа-3» заглохла. Но к ней государство все равно вернется, как раз там вполне логично появление транзитно - ориентированного транспортного узла.
- С 1 января вступают в силу поправки в Гражданский кодекс, и власти и инвесторы смогут принудительно выкупать у собственников земли, - заброшенные или используемые не по назначению. В связи с этим – сколько в Воронеж заброшенных промзон и есть ли у города на них какие-то конкретные планы?
- «Заброшенность» - общий термин. Этот вопрос должен регулироваться законом более точно. У любой территории есть собственник. Качество ее использования возможно доказать только через суд, и это не будет простым процессом. Но сам фактор наличия у муниципалитета возможности изъятия земли очень важен.
Вообще механизм принудительного изъятия, мне кажется, очень важен не столько для промплощадок, сколько для определенных жилых зон. Сегодня в самом центре Воронежа существуют ветхо-аварийные малоэтажные микрорайоны, которые не развиваются. Не потому, что инвесторы не хотят на этой территории строить, в потому, что они не в состоянии выкупить это право. Взять хоть участок улицы Фридрих Энгельса между 9 Января и Куколкина. Мы туда инвесторов приглашали, а они говорят: развитие при таких ценах невозможно, экономика никак не складывается.
Эти фантастические цены диктуют собственники древнего жилья. Рынок здесь не причем. Их цены выше рыночных зачастую в разы.
Поэтому механизм, позволяющий муниципалитету выкупать эту территорию за нормальную рыночную цену, решая вопросы, связанные с расселением, позволил бы городу получить очень интересные площадки под развитие.
Интернет-конференцию подготовил: Герман Полтаев
Комментарии
1