Патриарх Кирилл, выступая перед участниками VII международного фестиваля «Вера и слово», затронул и чувствительную для Воронежа тему строительства церквей в парках. В частности, он заявил, что протесты против строительства церквей в парках в основном устраивают оппозиционные политики и противники православной церкви — сектанты и язычники. Этих людей, по мнению патриарха, не интересует защита самих парков, а «тема зеленых насаждений используется» ими в своих интересах.
Интернет-газета «Время Воронежа» регулярно следила за противостоянием группы активистов, протестовавших против строительства храма в Южном парке. И, честно говоря, мы не увидели среди них граждан в языческих одеждах или с сектантской литературой в руках.
- Мы даже не против храма, - рассказала нам активистка движения в защиту парка «Южный» Евгения. - На нас есть крест. Большинство протестующих выступали лишь против того, чтобы храм строили в самом красивом месте единственного в районе парка – в березовой рощице. Бабушки, богомольные бабушки плакали, потому что они сажали эти березки в годы своей молодости.
Но и этой малости – коррекции места строительства - добиться не удалось. «Зеленые» проиграли и районный и областной суд, хотя юрист сообщества нашла массу нарушений в разрешительной документации.
Машине воронежского строительства вообще трудно противостоять, а если она выступает в партнерстве с религиозным ведомством – то, пожалуй что невозможно. Когда застраивали Первомайский сад, вообще сделали вид, что протеста никакого нет.
ИОМ «Квалитас» минувшим летом исследовал эту непростую тему. Равнодушных к ней в Воронеже почти не оказалось (только три процента горожан). Допускают возможность появления храмов в рекреационных зонах только 16 процентов респондентов. Против высказались 33 процента. Самым распространённым был ответ, что всё зависит от конкретного месторасположения. Так считают 47 процентов воронежцев.
В 2001 году «Квалитас» подобное исследование уже проводил. Тогда против строительства кафедрального собора в Первомайском сквере высказались 48 процентов воронежцев, а 36 идею поддержали. Но – очень важный момент! - к 2009 году, когда храм уже построили, число недовольных уменьшилось до 26 процентов.
Скорее всего, так получится и в этот раз. К храму, скорее всего, привыкнут, бывшие противники приведут туда крестить детей, может, он даже станет местной достопримечательностью. Но березок, по которым плакали бабушки, не будет.
Но теперь активисты готовятся протестовать против спорткомплекса. 1,5 га отрезано под храм, 1,5 га пойдет под комплекс. «Что от парка останется?», - вопрошают активисты, уже овладевшие азами протестных действий.
Почему именно в парки так активно идут строители церквей? Во-первых, действительно там церковушка смотрится лучше, чем на фоне громад-новостроек, да и маркетинговая составляющая здесь есть: быстрорастущая популярность зеленых зон наверняка приведет в храм .
И то, что патриарх Кирилл так много времени посвятил теме Парки и церкви», свидетельствует о том, что РПЦ не намерена менять линию. Вот еще несколько цитат из его выступления (по стенограмме «Дождя»):
«..Но в основном используется тема зеленых насаждений, хотя не только. Хотел бы сказать, что в течение всей нашей истории храмы строились в самых красивых местах. И что было бы, если бы наши благочестивые предки поступали иначе? У нас бы вообще страна была безликой. Вот сейчас едешь по деревням, или мне иногда приходится на вертолете перемещаться, летишь и видишь замечательные пейзажи — возрожденные наши храмы в Подмосковье, в ближнем, в дальнем Подмосковье. Это лицо страны, это действительно красота. Вот если кто-то и будет ездить по этим местам и смотреть, что наши туристы, что зарубежные, они на это будут обращать внимание, это лицо страны, лицо народа, оно отражает культурную традицию, духовную традицию. Кроме того, украшает пейзаж.
Вот точно так же и городская застройка. Вы возьмите эти обезличенные новые районы. Просто Салтыков-Щедрин. И как жить в этих обезличенных районах? Ничего нет, никаких художественных доминант. Если вдруг вы видите храм, это все сразу как-то меняет. Храм влияет на окружающую среду.
Поэтому нормальный человек, не заряженный идеологически и политически, он, конечно, в этом участие не будет принимать, если его с толку не собьют. И вот все начинается, конечно, в тех группах людей, которые преследуют свои конкретные цели, не имеющие ничего общего с защитой парка или с защитой какого-нибудь другого места, а вот затем используется тема «а где же будем гулять?». Да им объясняют, парк-то большой, а местечко-то маленькое, да гуляйте по всему парку. Нет, мы хотим именно в этом месте гулять.
Или другой аргумент. Нет, мы будем против храма, потому что вы тут будете возить покойников отпевать, тут наши дети гуляют, мы не хотим, чтобы дети видели покойников. Ясно. Да, мы говорим, но не так уж часто покойников привозим, во-первых. А с другой стороны, очень не плохо ребенка вводить в соприкосновение и с этой реальностью, для воспитания.
Потом говорят еще иногда так, что колокола в 5 часов утра будут звонить. Да не будут звонить колокола. Не звоним мы в 5 утра. Да и в 10 если и звоним, то только в воскресенье. А иногда какие-то учреждения рядом нас просят поменьше звонить, так мы и поменьше звоним. Искусственные аргументы.
А теперь что за этим все стоит. Разные вещи стоят. Кто-то просто использует в плане политической борьбы. Мы знаем по крайней мере две политические партии, которые активно включались в протестные настроения. Не думаю, что это им помогло на выборах, кстати...»
Все правильно. И оппозиционные политики, и сектанты, и язычники - все это не наши люди, чье мнение ничего не стоит. Но сам патриарх разве не сказал здесь о серых, обезличенных районах, где "нет никаких доминант". Там-то кто "доминанты" ставить будет? Язычники поганые?
Автор: Лев Рыбкин
Комментарии