Ованес Папоян: "Воронеж давно стал столицей для армянской диаспоры Черноземья"

Ованес Папоян: "Воронеж давно стал столицей для армянской диаспоры Черноземья"

Армянский язык – он и в Африке армянский язык


 

В Воронеже армянская диаспора открывает апостольскую церковь, новую воскресную школу и меняет руководство диаспоры. Об этих и других новостях интернет-газете «Время Воронежа» рассказал один из лидеров национального сообщества, член региональной Палаты национальностей Ованес ПАПОЯН.

 - Ованес Юрьевич, пять лет назад вы, в свои 34 года стали чуть ли не самым молодым руководителем региональной диаспоры в Союзе армян России.  Как так получилось - ведь в национальных, особенно кавказских диаспорах, именно жизненный опыт считается приоритетным достоинством лидера? 

- Конечно, мое избрание было во многом данью памяти моего отца, Юрия Сергеевича Папояна. Он был признанным лидером и безусловно уважаемым человеком. Трудно переоценить его вклад в развитие межнационального диалога на воронежской земле. И все заложенные им традиции я, как смог, поддержал. А новые идеи лучше смогут развить сами их инициаторы. У сегодняшнего руководителя диаспоры Камо Чобаняна, избранного в начале июля, немало таких идей. Смена происходит не потому, что мы, молодые, с чем-то не справились. Нет, скорее, старшие научились жить в новом ритме, с новыми коммуникационными технологиями.

За последние пять лет молодежная тема стала одной из важнейших в нашей работе. Именно активисты молодежного Союза армян сыграли ключевую роль в умиротворении разгоравшихся страстей – а они были нешуточными, когда возобновились боевые действия в Нагорном Карабахе. В первые дни конфликта к нам обратилось «300 спартанцев», как мы их прозвали, – три сотни молодых ребят из Воронежской области, пожелали войти в зону боевых действий. Пришлось долго беседовать с добровольцами, которые могли бездарно погибнуть. Но окончательно замирение произошло уже в ходе межнационального диалога – консультаций и круглых столов азербайджанской и армянской диаспор.

Именно за счет молодежи воронежские армяне постоянно находятся в лидерах региональных творческих конкурсов, занимают первые места в Фестивале спорта среди народов.

- Национальная диаспора, как мы понимаем - это больше, чем реготделение Союза армян. В СМИ фигурирует цифра в 40 тысяч армян, проживающих в Воронежской области. Она соответствует действительности?

- Скорее, речь надо вести о 45-50 тысячах. Из них российских граждан - порядка 35 тысяч. 10-15 тысяч - граждане Армении и других стран, в частности, Украины. Самый сложный контингент - люди, въезжающие в область, оформляющие документы на гражданство. Я три года убеждал региональное руководство Миграционной службы: давайте работать вместе. Когда мигранты обоснуются в регионе, мы вольно-невольно начнем нести ответственность за них как за членов диаспоры. Но достойны ли они этого? Не факт, есть среди «новых воронежцев» люди с темным прошлым. Я пытался убедить чиновников из ФМС, чтобы путем обмена информацией создать эффективный фильтр для нежелательных элементов. Но меня за три года так и не услышали - и честно говоря, руки просто опустились.

- В каких районах сложились наиболее крупные ячейки сообщества?

- Армянская диаспора имеет, пожалую, наиболее развитую "инфраструктуру". У нас есть своягазета, своя общественная приемная, школы, спортивные общества и турниры, есть свои традиционные мероприятия.

В районах, где проживают хотя бы семь семей, мы начинаем переговоры об организации филиала Союза. Тут решающее слово – за главой администрации района. Он же, как правило предлагает кандидатуру руководителя. Так что взаимодействие с властями идет изначально. В итоге у нас открыты филиалы в 15 районах Воронежской области, их члены на равных правах принимают участие во всех мероприятиях, проводимых общиной.  

А крупнейшие филиалы легко посчитать: они там, где есть наши воскресные школы: Калач, Лиски, Анна, Семилуки. Первое время местные власти с подозрениями относились к таким школам - как к непонятной кавказской секте. Но теперь все убедились в светском и открытом характере этих заведений. Будущей осенью постараемся открыть школу, работающую на Борисоглебский и Поворинский районы.

И дети, и взрослые изучают там армянский язык, историю, культуры исторической родины.  В одном классе, кроме этнических армян можно увидеть и русских, и украинцев. А однажды в воскресной школе я познакомился с  африканцем. Он и по-русски то говорил неважно – но рассказал историю о дружбе деда с армянскими семьями в Африке. Дед так тепло отзывался о своих армянских друзьях, что темнокожий парень тоже захотел поближе узнать народ и культуру Армении.

- Известно, что воронежские армяне активно помогают непризнанным республикам и беженцам из Украины. Почему?

- К нам обращаются люди.  И мы понимаем:  если уж они пришли сюда, значит прошли уже все этапы мытарств, они близки к отчаянию. Порой попытка помочь таким людям начинает входить в противоречие с миграционным законодательством. Но и не помочь порой нельзя, это будет  просто не по-человечески. Стараемся предоставлять  им работу, помогаем с регистрацией. Я неоднократно бывал в Донецкой республике, возил гуманитарную помощь.

 На самом деле, такие мероприятия делаются не по национальному критерию, они делаются от сердца.  Ко мне приходят ребята - молодые музыканты. Спрашивают: можно мы дадим концерт в доме престарелых? Конечно, говорю, не можно, а нужно! Если нет инициативы от людей, нет душевного стремления, ничего просто не происходит.

- Ваш преемник Камо Чобанян известен как инициатор строительства армянской церкви - эпопея далеко не однозначно воспринятая многими воронежцами.

- Думаю, это больше от неожиданности, от быстроты, с которой разворачивались события. На самом деле армянская община так долго жила ожиданием этого события. Я дочку не крестил пять лет - и надеюсь совершить обряд в новом храме уже в этом году.  Активисты общины  всем миром взялись за строительство, в чем-то опередив порядок события. Но к сегодняшнему дню все необходимые документ выправлены; возможно, до конца года состоится освящение

- Почему такой острой оказалась востребованность апостольской церкви в Воронеже? Ведь членам сообщества ни с какой стороны не возбраняется ходить в русские православные храмы?

- Да, это два течения одной православной ветви. Мы ходим в храмы РПЦ. Но каждый раз обязательно найдется бабушка, которая скажет, что у меня крестное знамение неправильное – не в том направлении крещусь. Такие мелочи не должны мешать общению с Богом. Это такая  давняя традиция, такая сложная часть жизни народа, что ничто ее не может поддержать лучше самой апостольской церкви. Но в настоящий момент Камо Чобаняну дана возможность собрать необходимый пакет разрешительной документации на строительство.

У нас нет Дома национальностей, но есть нечто большее - Палата национальностей, создание которой инициировал Алексей Гордеев. И Воронеж давно признают своей столицей все проживающие в соседних регионах армяне. Губернатор оказал такой уровень доверия, какого националы не видят ни в одном ближнем регионе. Ни в одном городе нет такого механизма взаимодействия, который бы работал на уровне губернатора. И сообщество это видит, ценит и старается оправдать доверие. Мне кажется, многое у нас получается.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.