В комиссии по транспорту, промышленности и развитию малого и среднего бизнеса Воронежской гордумы решили по-новому подойти к решению проблемы автомобильных пробок, в которых не первый год задыхается областной центр. В качестве возможного решения ими рассматривается возможность внедрения адаптивной системы управления дорожным движением (АСУДД).
Что это такое? Комплекс технических средств: светофоры нового поколения; детекторы, обеспечивающие подсчет числа авто при движении по полосам;электронная машина для обработки данных; специальная программа (а то и не одна) рассчитывающая алгоритмы управления транспортными потоками; средства связи и телекоммуникации для объединения программно-аппаратных средств в единую систему.
На комиссии весь этот набор попытались перевести на язык, понятный не только депутатам. В общем, принцип работы системы примерно таков: детекторы собирают информацию о количестве транспорта не только на своем участке дороги, но и на соседних. Затем система вырабатывает и гибко меняет стратегию управления целыми группами светофорных объектов, оптимизируя движение. Предполагается, что это позволит круглосуточно и оперативно управлять дорожной ситуацией. В случае затора происходит автоматическая подстройка движения на смежных перекрёстках и участках дорог с меньшей плотностью движения.
В теории все выглядит привлекательно. Правда, система эта напрочь исключает человеческий фактор, например, привычную для нас ситуацию, когда автомобилями управляют дураки. К тому же, не вполне ясно, что компьютер будет делать, если не найдет «участков с меньшей плотностью движения»? А ведь и такое в Воронеже не редкость, особенно накануне выходных. Не сойдет ли машина с ума, если перед ней поставят невыполнимую задачу?
Теме не менее председатель профильной думской комиссии Олег Черкасов уверяет:
- Внедрение в Воронеже адаптивной системы управления дорожным движением целесообразно.
Не отказываясь от того, что проект еще нужно как следует обдумать, депутат обращает внимание на преимущества АСУДД:
-В Воронеже многие водители пренебрегают правилами дорожного движения и остаются безнаказанными. А в каждом светофорном объекте адаптивной системы встроена камера наблюдения, которая фиксирует нарушения: движение по полосам, проезд на красный свет, превышение скорости. АСУДД решит сразу многие проблемы, связанные с пробками на дорогах, профилактикой ДТП.
Дело это, безусловно, затратное, на что и обратил внимание начальник управления транспорта воронежской мэрии Владимир Анисимов. По его словам, в городе для внедрения АСУДД надо будет поменять более 60 светофоров. В муниципальной казне такие расходы не предусмотрены. Может быть, сказал Анисимов депутатам, часть средств достанутся нам за счет федеральной целевой программы.
А пока:
- Систему необходимо внедрять в комплексе, а не точечно, - сказал Анисимов, - иначе ее работа будет неэффективной.
И заодно предложил «привлечь опытных специалистов, которые уже внедряли подобную систему в другом городе».
Опыт внедрения АСУДД есть у Петербурга, Казани и Сочи. Поедут ли их специалисты в Воронеж, если федеральная целевая программа откажет нам в финансировании? Не факт.
Председатель комиссии Олег Черкасов, правда, высказал предложение:
- Эксплуатацию системы можно поддерживать как раз за счет штрафов водителей, нарушающих ПДД.
Почему-то кажется, что вряд ли этими деньгами можно будет решить проблему финансирования. Да и кто ж их отдаст в распоряжение муниципальным чиновникам и депутатам?.
Автор: Семен Охлопков
Комментарии
Николай Киселёв