В России приступили к разработке «Стратегии государственной культурной политики». Для начала в Российском институте культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева проанализировали, как же эта политика реализовывалась в последние 20 лет. И пришли к выводу: плохо, нет результатов. И даже назвали главную причину. Не хроническая бедность и непрестижность отрасли всему виной, а – внимание! – «отсутствие единой системы планирования культурных мероприятий».
Надо думать, именно для этой единой системы планирования «Стратегия» и создается. Вроде как в Минфине и в Минкульте должны знать, на что тратятся казенные деньги. А глава института наследия Арсений Миронов пояснил: «Государство должно создать такие условия, в которых художник, создающий произведения, продвигающие ценности нашей цивилизации, будет получать не меньше пиара, денег и признания, чем получают сегодня те, кто ориентирован на скандал и осмеяние этих ценностей».
И этот институт носит имя академика Дмитрия Лихачева, который говорил: «Своеобразное и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничения и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими культурами и культурами прошлого». Вот интересно, что бы он сказал по поводу « пиара художника, продвигающего наши ценности»?
Как ни крути, а предложенная единая система планирования выглядит очередным цензурным учреждением. Кто будет составлять этот план? Чиновники. Кто его будет утверждать? Чиновники. Кто будет решать, кому давать денег, а кому шиш без масла? Опять они, родимые.
Которые, как всем хорошо известно, в большинстве своем к культуре имеют очень малое отношение. Еще выдающийся ученый Юрий Лотман писал, что бюрократия – единственное российское сословие, которое не создало своей культуры.
Зато поруководить культурой оно очень даже не прочь. В ней, как в футболе, разбираются все. Но как они руководят – это отдельная песня.
Среди причин низкой эффективности государственной культурной политики был назван укоренившийся подход к культуре, как к сфере услуг. Ай, как нехорошо. Но ведь совсем недавно, три-четыре года назад правительство требовало от библиотек и музеев креатива, активного поиска способов зарабатывания денег, чтобы, мол, в идеале они могли сами себя прокормить. Утилитарный, «ларечный» подход к этой деликатной сфере был объявлен тем же государством, которое сейчас высокомерно упрекает работников культуры в том, что они забыли про свою воспитательную функцию.
Ну, ничего, теперь от них буду требовать составления единых планов по продвижению «наших ценностей». И вряд ли в расчет будет браться тот очевидный факт, что культурная специфика Петербурга сильно отличается от, например, дагестанской.
Да даже и в одном регионе все может быть очень по-разному – и это одно из замечательных преимуществ культуры.
В достопочтенной Воронежской области ежегодно проходят десятки культурных фестивалей, честь и хвала их организаторам и участникам. И у меня есть сильное подозрение, что когда единая система планирования вступит в свои права, то, например, фестиваль «Русь песенная, Русь мастеровая» сохранится, а вот рафинированному Платоновскому фестивалю придется тяжело. Мне-то он представляется прекрасным событием, но какой-нибудь федеральный администратор вполне может задуматься: а где тут «продвижение наших ценностей»?
Вот как доказать бюрократу, какие именно ценности продвигает еще неосуществленная творческая идея? А никак, это просто невозможно. Потому что подлинный художник, приступая к произведению, никогда не знает, что у него получится в итоге.
Однако чиновнику все такие соображения до фонаря. Чиновник желает знать все заранее. Его мечта воплощена в регламенте.
А культура ни в какие регламенты вписаться не может по определению. За исключением тех самых, древних – не убий, не укради, не сотвори себе кумира… Но они под госфинансирование не подпадают, к счастью. Трудно представить величину отката.
Комментарии
Горожанин
Светлана
Ставрогин
Ага, щаз
1
1