Федеральная антимонопольная служба подтвердила свое звание всероссийского чемпиона по ведомственному реформированию. С началом нынешней осени ФАС оказалась в центре двух очередных новаций, одна кардинальнее другой. Это изменение центра тарифообразования и принятие так называемого Четвертого антимонопольного пакета. Об этом на своей традиционной пресс-конференции рассказал воронежским журналистам глава регионального УФАС Владимир Рохмистров.
УФАС придет за «Теплосетью»
На этот раз Владимир Васильевич позволил себе пару лирических отступлений: его службе исполняется 25 лет, и за это время много воды и прочих подконтрольных ресурсов утекло. Из руководителей первого призыва в рядах службы осталось всего шесть человека, и один них – сам Рохмистров. Да и служба преобразилась неузнаваемо.
Последние изменения завершают большой цикл реорганизационной работы, проходившей в ожесточенных спорах федеральных ведомств – до нас, регионалов, доносились лишь отголоски той борьбы.
Суть самых свежих изменений в том, что все полномочия Федеральной службы по тарифам (ФСТ) передаются, начиная с сентября, Федеральной антимонопольной службе. Основная цель закона — исключить дублирование функций двух органов, снизить расходы на их содержание. Это один из фрагментов затеянной президентом грандиозной оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти.
- Не секрет, что в тарифной политике мы идем от затрат естественных монополий, - рассказал Владимир Рохмистров. - А они объективно заинтересованы в инфляции.
Ранее представитель УФАС принимал участие (с правом совещательного голоса) в обсуждении тарифов для электросетевых организаций, - рассказал главный антимонопольщик области. - Теперь в нашу компетенцию войдут водоканалы, теплосети и другие естественные монополии. До сих пор такие организации просто представляли смету своих затрат, не обосновывая их. Думаю, при жестком анализе всплывут и затраты на непрофильную деятельность, и закупки, сделанные помимо конкурсов… Если из расчетов убрать этот мусор, думаю, можно будет ставить вопрос о снижении тарифов. Едва ли намного – на 1-2 процента, но для некоторых плательщиков и это будет подарком. При этом перед антимонопольной службой ставится задача: надо в десятки - подчеркиваю, в десятки раз!- снизить количество регулируемых тарифов.
Четвертый пошел!
Госдума, наконец, приняла в третьем чтении Четвертый антимонопольный пакет. Со дня на день ожидается его подписание Президентом. Из всех революционных поправок «пакета» Владимир Рохмистров выделил очередное послабление малому бизнесу:
- К предприятиям с оборотом до 400 миллионов рублей мы вообще не будем приходить, за исключением случаев картельных сговоров или сигналов о том, что субъект использует чужой товарный знак. В этом случае игрок сразу попадет под колпак.
Кроме того, по словам руководителя ведомства, усиливается роль механизма предупреждений.
- То есть, от практики санкций переходим преимущественно к профилактике. И считаем это более действенным: 70 % наших предупреждений достигают эффекта, субъекты сами устраняют нарушения, - удовлетворенно отметил Рохмистров.
С нового года у регионального надзорного ведомства появятся новые функции: УФАС будет контролировать административные функции в строительстве. Рохмистров видит в этом большое поле деятельности, потому что даже самые элементарные нормы по срокам выдачи документации муниципалитеты нарушают в массовом порядке..
- Но в чем тогда ваше отличие от других видов надзора – административного, архитектурного? - спросил спикера корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа».
- У нас есть такой отработанный рычаг воздействия, как штрафы, - веско ответил Владимир Рохмистров.
К слову, строительство и ЖКХ – две сферы, которые постоянно «борются» за звание лидеров по количеству нарушений антимонопольного законодательства. В этом году лидерство удерживает ЖКХ.
Слухи о бензиновых сговорах оказались преувеличенными
В то же время в ряде сфер Владимер Рохмистров увидел избыточное сгущение проблем. Например, в Воронежской области, с точки зрения антимонопольного законодательства, все в порядке с ценами на ГСМ. Как бы ни раздражала нас смена ценников, но никаким методиками в этом движении не выявляется сговора игроков. У нас 20 оптовых поставщиков, 70 (!) розничных продавцов - от четырех вертикально интегрированных компаний до десятков ИП. Сам УФАС регулярно мониторит состояние рынка и данные выкладывает в свободный доступ. Однако на каждой из подобных пресс-конференций звучат вопросы, за которыми угадывается подозрение: ну не может быть в этой сфере все чисто. Не все чисто: с начала года выявлено более 200 фактов нарушений по составу топлива. Но это уже дело других ведомств, у которых УФАС хлеб отбивать не хочет.
Воронеж вполне благополучен с точки зрения конфигурации аптечных сетей: никто не доминирует.
Не видит УФАС и засилья торговых сетей: ни одна из них не имеет более 25% доли рынка. А постоянные жалобы фермеров на невозможность попасть на полки гипермаркетов почему-то не сопровождаются подтверждением собственной адекватности такой форме торговли, своей возможности работать в требуемом жестком ритме поставок. Да и потенциал рынков, ярмарок, магазинов шаговой доступности пока далеко не исчерпан для местного производителя.
- Но иногда я торговым сетям выписываю личные санкции – как покупатель, - добавил Рохмистров. - Обсчитали меня в «Магните», я и говорю: два месяца вы меня не увидите. А еще в одной сети меня не увидят. Считаю, что по масштабам нарушений это вполне адекватная санкция.
Автор: Александр Саубанов
Комментарии