Публицистика интернет-газеты «Время Воронежа» в новом году - только о Шарли. Раз тема на таком острие, продолжим.
Хотя, на мой взгляд, для нас в России есть вещи куда ближе и важнее, по сравнению с которыми произошедшая в Париже трагедия является одним из эпизодов «звёздных войн». То есть – с ясным для наблюдателя из другой галактики сюжетом и столь же от него далёким. В России вообще нет традиции, издеваться пусть даже над чужими, но – пророками. Парижская же история - это классика про причину и следствие.
Икс долго и намеренно оскорблял разные Игрек, Икс ходил с охраной, потому что опасался «ответки» Игреков, но оскорблять не переставал. Наконец Икс (вместе с охраной) получил на свою голову от одного из Игреков асимметричный ответ. Каждый выступил в своей роли, не о чем рыдать. Сравните это, скажем, с историей, когда иной урод (как это было в Белгороде) вдруг срывается с катушек и начинает палить по прохожим, с которыми до этого не имел никаких отношений. Трагедия трагедии рознь…
Но чем по-настоящему дорога данная тема, так это новым поводом присмотреться к верующим. Какие они? Как вообще достойного пророка, над которым смеяться грешно отличить от злого клоуна во главе с дураками, который(е) уважения недостойны?
Может мерить временем культа и количеством поклонников? Однако пока есть сакральное хотя бы для одного, насмехающиеся должны это учитывать. Если, конечно, их цель не нарваться на асимметричный ответ.
Шутки укорачивают жизнь тем кто шутит, это ещё барон Мюнхгаузен предупреждал. К слову, среди разных умбертов эко на заре этого века были модны споры о том, смеялся ли Иисус...
Может верующие просто дремучие? «Удивляет, что в наше время, когда наука и техника достигли великих успехов, многие люди уповают на Всевышнего...», - довольно популярная позиция, согласитесь. Но так ли уж развитие (подчёркиваю это слово) науки и вообще – культуры противостоит религии? В середине прошлого века немец Артур Хюбшер выпустил книгу «Современные мыслители», в которой с беспокойством отметил, что почти все отмеченные им «мыслители» родились в ХIХ веке.
- Не идет ли мышление к смерти? – задался вопросом немец в заключительной главе своей антологии.
Вопрос совсем не праздный. Вопреки оптимизму прогрессистов, и наука, и техника обнаружили, начиная со второй половины ХХ века, тенденцию к все большей стагнации.
- Если во второй половине ХIХ и в первой половине ХХ веков самые квалифицированные предсказания о дальнейшем их развитии далеко перекрывались действительными темпами прогресса, то в дальнейшем не менее квалифицированные предсказания футурологов начинают все более и более драматично забегать вперед от реальных успехов, - отмечает философ Евгений Наклеушев. - Подымите, коли не верится, хотя бы научно-популярные и популярно-технические журналы прошлых десятилетий. Это кладбища несбывшихся надежд!
Философ объясняет это тем, что общая духовная атмосфера европейских стран (включая Россию, а как же!) и США, где совершается до настоящего времени большинство научных открытий и технических нововведений, все более и более атеистическая.
Во все времена жили атеисты, как и инвалиды, но никогда прежде этих странных людей не было так много, особенно среди людей, определяющих судьбы мира, как-то так написал Честертон в начале века двух мировых войн.
Конечно, я бы мог и от себя высказать все абзацы выше, но с опорой на гигантов весомее, не правда ли?
Символично, что даже «великий физиолог» Иван Павлов, был истово верующим, и построил у себя в Колтушах церковь. Как был верующим и Чарльз Дарвин. И ислам, как религия, двигающая мир вперёд, не исключение. В течение долгих веков после своего зарождения ислам был в подвластном ему регионе намного сильнее, чем теперь, что не помешало данному региону стать одним из самых передовых в мире. История науки хранит десятки имён медиков, математиков и химиков тогдашнего исламского мира. А дикари-крестоносцы вынесли из своих походов столь мощный импульс, что за короткое по меркам средневековья время преобразовали свою тогда ещё вшивую Западную Европу. Да, в «крестовых войнах» с обеих сторон бились не атеисты, но сейчас я сравнил фанатиков и мыслителей. Ибо важно не просто «верю-не верю», но - глубина и здравомыслие в общении с Богом.
Вот как с позиций здравого смысла видится ответ мирового европейского сообщества (пятимиллионный тираж с новой карикатурой на пророка) на теракты в Париже?
Людей убили за рисунки. Теперь этих рисунков, из-за которых фанатики берутся за оружие, сделали ещё больше. Чтобы показать «мы вас не боимся»? Замечательный образчик тупой непрошибаемой логики.
Семиотически издание Charlie Hebdo, конечно, выступало в роли ребёнка-хулигана, что нарушает нормы этики, потому что весь из себя такой озорной. Но получилось ли у западного общества взять на себя роль ответственных родителей? Нет, они как будто сказали, ничего, сынок, что тебе руку сломали, иди-ка ещё плюнь в того опасного, но дикого дядю из-под моста. А наш спецкор из Франции написала с восхищением о том, что художник Charlie Hebdo, который во время расправы был ранен в правую руку, теперь рисовал Мухаммеда левой рукой. Вот так вот, левой рукой всё и делается.
Может, чтоб не было больше убийств, надо разбираться с реальными угрозами в их очаге, а не плодить их ещё больше. Задумались хотя бы по-взрослому о причинах и следствиях. Говорят, теракты подняли рейтинг Саркози. Того самого Саркози, что слал в 2011 году атомный авианосец «Шарль де Голль» в Ливию, отбомбиться по Каддафи. После чего рассадник терроризма в Ливии зацвёл пышным цветом: в этом Северо-Африканском государстве были созданы лагеря Исламского государства (ИГИЛ).
Я это не к тому, что, скажем, группировка Саркози или ещё кто-то из «добрых людей» приложили руку к терактам. Откуда мне из Воронежа знать. Но вот такие колебания маятника о чём-то, но должны сказать умеющим слышать … Или что, ещё больше Шарли?
Комментарии