Интернет-газета «Время Воронежа» уже писала о том, что через пару месяцев после губернаторских выборов население области ждет малоприятный сюрприз: введение платы за капитальный ремонт. На сегодня установленная региональным правительством сумма – 6,2 руб. за 1 кв. м. Это, конечно, меньше, чем 11,5 рубля в Ханты-Мансийском автономном округе. Но существенно больше, чем 2,5 руб. в Санкт-Петербурге.
Врио колеблется
Еще в феврале в Воронежской областной Думе прошли публичные слушания по обсуждению региональной программы капремонта. Тогда чиновникам из департамента ЖКХ области и регионального Фонда капремонта кое-как удалось убедить собравшихся представителей Советов и ТСЖ многоквартирных домов в том, что избежать появления новой структуры в лице Фонда – невозможно: это решение федерального уровня. Но вот с суммой в 6,2 руб. люди наотрез отказались соглашаться. Тем более что конкретная величина платежа в Фонд – это прерогатива исключительно региональной власти. И теоретически, областное правительство могло бы установить и чисто символическую плату в 1 руб. с 1 кв. м.
Сотрудники Фонда и департамента ЖКХ области признают: сумма в 6,2 руб. может быть подвергнута корректировке со стороны правительства. Но для этого потребуется «волевое» решение первого лица.
Понятно, что врио губернатора колеблется. С одной стороны, дополнительный платеж такого размера – мощный козырь в руках оппонентов на сентябрьских выборах. С другой – на момент голосования сумма будет виртуальной, и воронежцы еще не ощутят удар по своему кошельку.
Можно предположить, что Алексей Гордеев выберет компромиссный вариант. Постарается использовать сумму платежа в своих интересах, где-нибудь в июле-августе объявив о ее пересмотре. Вот только глобальным снижение не будет: ниже 4,5-5 руб. платеж вряд ли опустится.
Миллиарды рублей в год
Ну, а пока губернатор только размышляет, приходится оперировать исключительно имеющимися суммами. Прикинем, сколько планирует собирать с воронежцев Фонд капремонта ежегодно? По данным Госжилинспекции, многоквартирный жилой фонд области, имеет площадь порядка 30 млн. кв. м., из которых 22 млн. кв.м. – непосредственно в Воронеже. Умножим областные площади сначала на 6,2 рубля, и получим 186 млн. Что в год составляет 2, 232 млрд. руб.
Региональная программа капитального ремонта рассчитана на 30 лет. То есть общие сборы за это время с воронежцев составят, как минимум, 67 млрд. руб. Почему «как минимум»? Потому что, с одной стороны, от платы за капремонт освобождены дома, признанные аварийными. Но к этой категории отнесено лишь 0,33% областного жилого фонда - 97,7 тыс. кв. м. (По Воронежу показатель еще ниже – 0,07% или 22,88 тыс. кв. м.) В то же время, только за 2013 год в строй по области введено 1,3 млн. кв. м. нового жилья. А к 2015 году планируется довести это число до 2 млн. кв. м. в год. Новые же дома от платы не освобождаются. Таким образом, денежный ручеек в Фонд капремонта будет увеличиваться, как минимум, на 100 млн. руб.
А теперь давайте посмотрим, сколько вкладывало в ремонт воронежских домов само государство, на котором, собственно, лежали и лежат моральные, а, частично, и правовые обязательства по приведению жилого фонда постройки до 1991 года в порядок? За шесть лет в 2008-2013 годах Воронежской области для реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов из средств Фонда было выделено 4,28 млрд. рублей. В порядке софинансирования регион добавил еще 1,11 млрд. рублей. То есть, в среднем - около 0,9 млрд. в год из бюджетов двух уровней. Воронежцы же, напомню, с учетом вводимого жилья, будут скидываться не менее чем по 2,3 млрд. в год или в 2,5 раза больше!
Белгородский вариант
Если кто-то посчитает такой расклад нечестным, то есть ли у него возможность избежать платежей? Теоретически, да. По этому поводу можно обратиться за опытом в Белгородскую область, где аналогичную плату за капремонт – правда, 7 руб. 40 коп. с метра - ввели в пилотном порядке еще весной 2013 года. Когда жильцам принесли платежки с новой графой, до 30% собственников отказались ее регулярно оплачивать. Около 16% - вообще ни разу не внесли ее. А это десятки тысяч человек. Мало того, что областной оператор программы капремонта (у белгородцев - Фонд содействия реформированию ЖКХ) недосчитался миллионов рублей, он оказался в юридически тупиковой ситуации. Подавать коллективные иски на отдельных неплательщиков невозможно. А открыть 20-30 тыс. судебных производств, обеспечив их юридическим сопровождением Фонду не под силу. Ко всему прочему, в политически стабильном Белгороде люди вышли на митинги, требуя прекратить эксперимент. После акций протеста тариф сначала снизили до 5,9 руб. А потом и вовсе свернули эксперимент до 2014 года – до вступления в силу федерального закона о капремонте. Сейчас в том же Белгороде уже не смогут уйти от введения платы за капремонт, но каким будет тариф для населения – пока не ясно.
Наш ответ «Чемберлену»
К сожалению, государство, поспешившее «обрадовать» население тем, что ему на плечи ложится новый платеж, до сих пор не удосужилось сообщить: каким будет его уровень участия в капремонте? Будет ли это «баш на баш» к деньгам, собранным людьми? Или оно возьмет на себя даже большую часть финансирования? В идеале, уровень дотаций государства должен быть «плавающим», и варьироваться в зависимости от той финансовой нагрузки, которую взяли на себя жильцы. Скажем, платят люди по 2 руб. с 1 кв. м. – получите помощь в объеме 25% от суммы ремонта. Вкладываете по 10 руб. за метр, тогда вас поддержат на уровне 60-70% от сметы преобразований. Если все будет именно так, то можно прогнозировать: введение нового вида платежей больших социальных проблем не вызовет.
Но, скорее всего, надеяться на хорошее не стоит. И тогда людям остается посоветовать лишь жесткий ответ новому «чемберлену» в лице зарвавшегося государства: не платить!
Даже если вносить деньги откажутся лишь 10% воронежцев, региональный Фонд капремонта захлебнется в юридических процедурах. Более того, даже проиграв суд, гражданин имеет возможность оплатить тот долг, который утвердит служитель Фемиды, и снова отказаться платить. Как следствие, судебный процесс придется начинать заново. А это абсолютно непосильное бремя для регионального оператора капремонта. Судебные расходы сделают неэффективным само существование Фонда капремонта, а государство будет вынуждено уважать требования своих граждан. Как следствие, оно, волей-неволей, пересмотрит правила игры в сфере формирования средств для капитального ремонта многоквартирных домов.
Комментарии