К антиникелевому протесту в Воронежской области добавился культурный

К антиникелевому протесту в Воронежской области добавился культурный
[обсудим?]

Конфликт сторонников и противников доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» и культуртрегера Эдуарда Боякова, возглавляющего Воронежскую государственную академии искусств, из медиасферы, обмена мнениями в рамках тихой информационной войны перешел в сферу политики. В Воронеже создано региональное отделение всероссийского объединения «Культурный фронт», выросшего из противостояния околокультурного сообщества Перми с известным галеристом Маратом Гельманом. На федеральном уровне объединение возглавляет политолог Сергей Кургинян, на местном руководителем организации стал солист Театра оперы и балета Александр Назаров. Бояков и Ко и поддерживающий их губернатор Алексей Гордеев объединили против себя националистов, консерваторов, левых и монархистов.

Институционализация протеста

Учредительное собрание воронежского отделения «Культурного фронта» состоялось в субботу, 12 октября, на базе Дома Тулиновых (проспект Революции, 30). На мероприятие пришло относительно немного народа - человек тридцать. Но малочисленность участников собрания не должна никого смущать. В состав «Культурного фронта» вошла Русская палата Воронежской области, включающая, в частности, местные отделения таких движений, как «Народный собор» или «Союз русского народа», левопатриотическая организация «Русский лад», созданная депутатами Воронежской областной думы-коммунистами Николаем Булавиным и Александром Латушко, между прочим, главным режиссером Театра юного зрителя, а также местные отделения объединений «Всероссийское родительское сопротивление» (Ольга Лоза) и «Суть времени» (солист воронежской филармонии Алексей Попов). Солидарность с новой организацией и ее посылами проявил вице-предворитель воронежского Дворянского собрания, монархист и историк Юрий Лукин. Кроме того, в мероприятии приняли участие художники, актеры, другие деятели искусств, ученые и журналисты.

Таким образом, судя по составу организаций, вошедших в состав воронежского «Культурного фронта», он представляет собой грозную силу. Хотя, конечно, они и по отдельности, и вместе не обладают теми ресурсами, которые есть, скажем, у реготделения партии власти «Единой России» или у наиболее мощной системной оппозиции - КПРФ. С другой стороны, протест против деятельности культуртрегера Эдуарда Боякова и Ко и поддерживающего его губернатора Алексея Гордеева идет снизу. Воронежское культурное сообщество фрагментировано, в нем есть либеральная, консервативная составляющая, а также группа, ориентированная на советское культурное наследие.

«Всероссийское объединение «Культурный фронт» создано для противодействия той культурной политике, которая реализуется в рамках проекта «Культурный альянс» и деятельности его идейного вдохновителя скандально известного галериста Марата Гельмана и его последователей, Эдуарда Боякова и других, - говорится в заявлении новоиспеченной организации. - Новая культурная политика предполагает переформатирование культурного пространства ряда крупных провинциальных городов, превращение их в центры так называемой современной культуры. Такая политика впервые была запущена в Перми и в настоящий момент захватила Воронеж».

В чем же участники «Культурного фронта» видят угрозу для русской культуры? Во-первых, они недовольны странным расходованием регионального бюджета, когда огромные средства тратятся на неоднозначные проекты и оплату фестивальных тусовок для специфической публики. В результате ущемляется традиционная культура. Во-вторых, члены фронта встревожены содержанием культурной политики, осуществляемой новыми культуртрегерами, - так называемой политики культурной деструкции.

«Культурный альянс» намерен создать на территории России 20-40 новых культурных столиц, жители которых примут полисную идентичность взамен национальной, - говорится в заявлении воронежского отделения «Культурного фронта». - Апеллируя к мировым культурным трендам, агенты новой культурной политики создают цепочку городов, входящих в зону влияния глобальной культуры. Их мечта состоит в том, чтобы граждане России, провинциалы, интегрированные в сеть «культурных столиц Европы», превратились в подданных глобального мира. Такие полисы станут, согласно бояковско-гельмановскому проекту, экспериментальными зонами чистой демократии, овладеть которыми призвана та «партия будущего», которая заявила о себе на Болотной и Сахарова (во главе с Собчак, Парфеновым, Шендеровичем, Рыжковым и т.д.)…».

И далее: «В городах «Культурного альянса» укрепляет свои позиции искусство, основывающееся на авангардной и поставангардной эстетической платформе. Оно осознает себя как сферу высказываний, свободную от доминирующих коммуникативных правил и социальных конвенций. Действуя в особом арт-пространстве, оно взламывает рамки эстетики и ведет к созданию антикультуры (слом запретов, обессмысливание символов, профанация сакрального). Большинство проектов Боякова и Гельмана, по нашей оценке, тяготеют к конструированию антикультурного зоосада».

Стратегия и тактика

Воронежское отделение «Культурного фронта», которое, кстати, как было заявлено на учредительном собрании, не станет регистрироваться в качестве юрлица, возглавил солист Театра оперы и балета Александр Назаров, участник скандальной пресс-конференции уволенного недавно директора театра Игоря Непомнящего. Они одни из немногих открыто выступили против деятельности Боякова и Ко и доклада «Воронежский пульс». Самого Непомнящего на мероприятии не было - он слег в больницу сразу после отставки, но пришёл его сын Максим. Вокруг того, стоит ли делать лидером антибояковско-антигордеевского движения Назарова, разгорелись споры. Ведь может сложиться впечатление, что Боякову и Ко противостоит семья Непомнящих, а не широкая общественность. Тем не менее руководителем фронта выбрали его - как «популярного, талантливого, активного и русского», по словам национал-державника и публициста Святослава Иванова, артиста. Назаров неоднократно выступал с критикой самого Непомнящего, так что его сложно обвинить в лоббировании интересов семьи. Тем не менее очевидно, что именно Игорь Непомнящий станет  одной из центральных фигур протеста, а одним из его главных тезисов - спасение оперного театра.

На первом же, учредительном заседании воронежские фронтовики утвердили проект текста обращения к Владимиру Путину. Предполагается, что там будет указано на несоответствие проводимой в регионе государственной культурной политики Валдайской речи и другим свежим выступлениям главы государства, а также содержаться требование создать федеральную комиссию, призванную стать арбитром в споре противников и сторонников губернатора Алексея Гордеева и Боякова и Ко, по-возможности провести независимую оценку воронежской культурной среды. «Тот факт, что руководство масштабным исследованием поручено человеку, по сути, постороннему для Воронежа, на наш взгляд, является странным, - говорится в документе. - Эстетика Боякова как театрального режиссера, оправдывающая мат как способ передачи реальности с повышенным вниманием к однополой любви, вызывает протест у воронежской публики. Привлечение же в качестве экспертов людей в большинстве своем авторитетных только в узких либеральных столичных кругах и, соответственно, далеких от воронежской культуры, поверхностные мнения которых выдаются как истина в последней инстанции, оскорбительно для большинства воронежцев».

Ядром протеста, если он все-таки, как надеются его участники, выйдет на улицу, станут националисты. По словам их лидеров, они способны быстро мобилизовать до тысячи человек, что уже провернули, в частности, во время скандального гей-пикета в начале года. В таком случае собственно деятели искусства могут оказаться на подхвате. Ольга Лоза, глава воронежского филиала «Всероссийского родительского сопротивления», созданного для протеста внедрению в стране ювенальной юстиции, призналась, что у них есть серьезный опыт пропагандисткой работы, но заставить власть к себе прислушаться можно на самом деле только одним способом - выводить народ на митинги.

Доктор политических наук Дмитрий Нечаев предложил провести общественный аудит деятельности департамента культуры и архивного дела области, инициировать альтернативное бояковскому исследование региональной культуры и разработку концепции ее развития на среднесрочную перспективу. Но, как подчернул Алексей Попов, солист филармонии, лидер воронежского отделения движения федерального политолога Сергея Кургиняна «Суть времени», делать такие вещи нужно, в отличие от Боякова и Ко, с обязательным подключением академической науки. А не таких экспертов, как столичный блогер Антон Носик, считающих хулиганскую выходку панк-группы PussyRiotв Храме Христа Спасителя проявлением настоящего искусства.

Очевидно, что сторонники Боякова и Ко воспримут участников «Культурного фронта» как ретроградов, может быть, даже фриков. Но хор голосов, раздающийся против новой культурной политики губернских властей, трудно не заметить. В том числе голоса тех, кто призывал бойкотировать обсуждение доклада «Воронежский пульс», который признается многими экспертами рыхлым, аморфным и не имеющим генеральной идеологической линии, особенно на фоне Валдайской речи Владимира Путина, где он заговорил про национальную самоидентификацию и национальную идею. Так что протест в культурной сфере становится субъектом реальной политики. На фоне только-только начинающих затихать антиникелевых бунтов он явно невыгоден губернатору Алексею Гордееву, которому в следующем году предстоит избираться на второй срок. К тому же Гордеев упустил шанс остаться арбитром в противостоянии двух, условно консервативного и условно либерального, лагерей в околокультурном сообществе. На презентации доклада «Воронежский пульс» губернатор заявил, что поддерживает большинство рекомендаций, которые там содержатся. То есть встал на сторону Боякова, которого, собственно говоря, и пригласил для работы в Воронежскую область.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.