На выходных на дорогах вокруг Воронежа было немного полицейских - стражи порядка со всей области собрались вокруг Сорокинского поля в Новохопёрском районе. Около поворота напротив деревянного креста припаркованы автобус и несколько патрульных машин. Все авто, проезжающие к лагерю геологов около Елкинского медно-никелевого месторождения, останавливают - переписывают данные водителей.
В субботу, 17 июля, возле станицы Михайловской в Волгоградской области проходил Валовый Круг Казаков, после которого его участники планировали отправиться на месторождение. Ходили слухи, что акция может перерасти в погромы, поэтому стражи порядка усилили свои ряды почти восемью десятками ОМОНовцев.
Первые машины с активистами появились на горизонте лишь к пяти часам вечера. Среди волгоградских номеров изредка встречаются воронежские. Авто тормозят напротив ворот из сетки-рабицы. Выходят молодые люди в чёрных рубашках с нарисованными черепами, сзади - «Моя национальность казак». Казаки постарше одеты в высокие сапоги, штаны с красными лампасами и рубашки с поясами. На головах у них фуражки, на поясах -нагайки.
«Создадим группу независимых экологов»
- Разобрать эти ворота вообще пора! - эмоционально перекрикиваются казаки.
Они подбегают к прозрачному ограждению с фотоаппаратами и телефонами. Опасаясь, делают по несколько кадров и отбегают от сетки.
- У нас неподалеку от Урюпинска прошёл валовый круг по поводу никелевых разработок, - рассказывает хорунжий Сергей. – Туда собралось около 500 человек: казаки и приглашенные армяне.
Сначала планировали провести митинг на Сорокинском поле, но потом решили перенести его в Волгоградскую область. В конце собрания казаки приняли резолюцию с требованием отмены никелевого проекта. Если им откажут, они пообещали защищать свою землю и свои жизни всеми доступными способами.
Представители УГМК предложили двум казакам пройти в лагерь. Мужчин провели мимо вагончиков на колесах, в которых живут экологи, показали машину для бурения водных скважин – её привезли, чтобы сделать несколько колодцев для местных жителей, в деревнях которых до сих пор сложности с водой.
- Здесь будет проходить лишь доразведка, результаты которой предоставят в экологическую комиссию России, - поясняет казакам представитель УГМК. – Составят экологический паспорт месторождения, только после этого президент примет решение, будет ли оно разрабатываться или не будет.
- У меня жена химик по образованию, сейчас постоянно во всеуслышание заявляют, что здесь такая аховская защита, технологии такие будут применять, что ничего не попадёт никуда, - оглядываясь по сторонам, спрашивает казак.
- Да, даже водные горизонты будут замораживаться жидким азотом, - кивает представитель УГМК.
- У нас решили создать инициативную группу независимых экологов, - рассказывает хорунжий Сергей. - Они все будут рассматривать с экологической точки зрения.
Правда, откуда соберут учёных, казаки пока не знают.
- Откуда - не знаем, но они независимые, - поясняет активист.
- Не может быть все идеально чисто, - поддакивает второй казак. – Раз в год даже палка стреляет.
Выйдя за ворота, казаки сели в чёрный «Ниссан» с волгоградскими номерами и отправились в сторону поля с крестом. На этом суббота и закончилась.
«Крестный ход вокруг вахтового посёлка геологов»
В воскресенье, 18 августа, был запланирован крестный ход. Ожидалось, что он пройдёт утром – ОМОНовцы и полицейские дежурили рядом с Сорокинским полем всю ночь. Активисты появились около деревянного креста с надписью «Сим победиши» лишь ближе к вечеру. Около четырёх часов вечера приехали семь десятков активистов, которые после молебна отправились к лагерю геологов.
Сначала подъехали две машины, на одной из которых заднее стекло было с двух сторон заклеено антиникелевыми наклейками. Из них неторопливо вышли казаки. Вокруг ворот из тонкой прозрачной сетки сразу же выстроились полицейские, чуть поодаль за происходящим внимательно наблюдают бойцы. Но активисты не стали подходить ближе, а просто столпились около капота авто и закурили, глядя вдаль.
Минут через 20 из-за ближайшего холма показалась процессия с крестом и флагами. Распевая псалмы, колонна приблизилась лагерю, вокруг входа в который уже убрали сетчатый забор. В толпе в основном женщины и старики.
- Вкруговую пойдешь? – спрашивает пожилая женщина у дедушки, идущего с костылём.
- Не знаю, попробую. Если что – развернусь и пойду обратно, - отвечает ей супруг.
Первым, степенно вышагивая с огромным крестом в руках, движется казак в черной футболке с надписью « Волей мы богаты, верой мы сильны». Справа от него мужчина с черным флагом «Вольные Хопра казаки». Следом за ними торопливо - батюшка, пытавшийся выстроить женщин в платочках с маленькими иконами в руках в ровную колонну. Но на пути процессии по грунтовой дороге то и дело попадались лужи, обходить которые приходилось по полю.
Сбоку от шеренги полицейских внимание на себя обращает женщина с пластиковым пакетом, из которого она бросает пригоршни песка в сторону вахтового поселка. Полицейские, в лица которым попадал песок, лишь зажмуривались, но не отступали.
- Это что – святая земля? – уточняли люди из крестного хода. – Или с кладбища?
Раскидав вокруг весь песок, женщина поспешила догнать процессию.
- Ох, нельзя так говорить, но батюшка больно суровый, - тихонько переговаривались два пожилых мужчины в середине колонны. – Постоянно ругается на нас, да и правильно ли крестный ход у нас идет? Против часовой стрелки? Может, нужно было в другую сторону?
- Не знаю, батюшке виднее, - отвечает ему сосед.
В этот момент священнослужитель стал посреди дороги, затормозив процессию.
- Братья и сестры, давайте не будем разговаривать о чём-то постороннем, - укоризненно смеряет батюшка взглядом участников хода, тихонько переговаривающихся между собой. - Мы с вами делаем очень важное дело, и будущее зависит от того, как мы с вами совершим этот крестный ход.
Когда большая часть процессии прошла, священник вгляделся в лица отстающих, которые неторопливо брели в конце.
- Вы братья идёте крестным ходом или просто так какие-то шатающиеся? – подозрительно спрашивает у них батюшка. - Здесь или молятся, или своё дело делают там.
После этого активисты притихли и переговаривались вполголоса, предупреждая друг друга о кочках и ямах.
Как пояснила шепотом одна из участниц крестного хода, батюшка православный, правда, приход у него «греческий». А откуда он – то ли из Воронежской, то ли из Волгоградской области.
Дойдя до конца забора, процессия развернулась и, спустившись с крутой горки, повернула в обратную сторону.
«Противостояние остановится только после того, как прольётся первая кровь»
В конце колонны неторопливо с деревянной палочкой идёт пожилой казак с седой бородой. Его уважительно пропускают вперёд активисты, едущая неподалеку машина с казаками регулярно предлагает сесть в авто, чтобы доехать, если станет тяжело. Но дедушка упорно идёт вперёд, игнорируя распахнутую дверь авто.
Казак поясняет, что он родом со станицы Лукской Волгоградской области. Казачьему роду его несколько сотен лет. Он регулярно посещает антиникелевые акции – «чтобы не допустить работ на земле, за которую бились отцы и деды».
- Что-нибудь изменилось за прошедшие месяцы после акций? А 22 июня вы здесь были?
- Да, сейчас попритихли эти засранцы, - кивает головой дедушка в сторону лагеря геологов. – В июне я был на митинге, но знаете, власть имущие называют ребят террористами, а для меня – это люди, которые еще могут что-то сделать, а не быдло ходячее.
- А сейчас мирная акция?
- Понимаете, существуют всякие границы – война последнее слово в политике, - продолжает казак. - Но все равно, сколько ни говори «халва», во рту слаще не становится. А тут чуток подсладили 22 числа...
- Какие варианты решений вы видите?
- Только силовые, - поясняет активист. – Другого быть не может. Будут поджоги, будут взрывы, как прольётся первая кровь – тогда все дело здесь остановится.
- Думаете, испугаются?
- Испугаться – не испугаются, но ответная реакция будет. А пока нет крови – это так, лирика.
В этот момент к концу крестного хода подбирается рыжебородый батюшка, который вновь начинает ругаться за разговоры во время движения.
- Помедленнее бы, отец Сергий, - просят его уставшие активисты, бредущие в конце.
- Будет помедленнее, - кричит батюшка. – Передайте по колонне: «медленнее».
Ход немного замедляется. В этот момент батюшка подходит к журналистам:.
- Если вы не перестанете спрашивать, я попрошу, чтобы вас прогнали, - поясняет священнослужитель, придерживая крест, висящий на груди. – Интервью чтобы не давали – и люди не дадут.
Процессия, сделав полный круг вокруг лагеря, вновь приостанавливается неподалёку от входа в вахтовый поселок. Перекрестившись и прочитав пару молитв, участники хода пошли в сторону поля с крестом, где и завершили свою акцию.
Комментарии