Вчера, 27 ноября в редакции издания «Время Воронежа» прошел круглый стол, в котором приняли участие общественники, депутаты и журналисты. Тема дискуссии, как понятно из заголовка – относится к разряду «вечнозеленых», однако все равно не дает покоя многим и становится хорошим поводом, чтобы выплеснуть эмоции.
Однако нашлось во время обсуждения место и спокойным, взвешенным аргументам о том, почему монумент нужен и как должен выглядеть монумент в честь лидера группы «Сектор Газа». Отдельного внимания (и даже уважения) заслуживает тот факт, что на нашем круглом столе озвучили и точку зрения противников памятника. Тем не менее, большого понимания такое мнение среди участников дискуссии не нашло.
Свою лепту в спор, что весьма иронично, внесла даже погода. Ведь вчера, чтобы посетить круглый стол, нашим гостям пришлось пройти через туман.
Памятнику – быть
Общественный деятель и журналист Евгений Желтуха первым выступил на круглом столе с обнадеживающей речью о том, что и власти, и общественники – в целом солидарны во мнении о необходимости появления монумента:
«Памятнику, конечно же, быть. Позиция мэрии абсолютно четко и ясно сформулирована. У нас и губернатор аккуратно, но поддержал ее. Насчет сквера: на Левом берегу были выбраны несколько мест, где управа района планирует облагородить территорию. Возможный вариант облагораживания – в виде небольшого «скверика» вокруг памятника. Ну и еще моя отдельная просьба к главе управы – поставить там камеры системы «Безопасный город», потому что мы все понимаем – публика там будет разная.
Я думаю, что все будет хорошо. И такое решение отвлечет собрания [поклонников группы] от, собственно, могилы музыканта. И в свете тренда туристической привлекательности города Воронежа, который развивают, развивают, но никак не разовьют – это, конечно, должно стать одной из точек притяжения туристов».
Причастность к развалу СССР и «девальвация» русского фольклора
В частности, в этом видит «вклад» творчества Юрия Хоя председатель совета Воронежского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Александр Никитин. Именно поэтому он выступает против «материального» увековечивания памяти музыканта:
«Я в тотальном меньшинстве [из присутствующих на круглом столе] и не в восторге от идеи установки этого монумента. У нас есть культура, контркультура, есть антикультура. В данном случае, если рассматривать в большинстве своем творчестве Хоя, а не только его хитовые песни, то это антикультура. У него написано примерно 250-260 песен. Из них абсолютное большинство – низкопробное творчество, местами на грани плагиата, с признаками деструктивного контента, если выражаться современным языком.
Противников еще всегда интересует образ жизни фронтмена группы, который он отчасти и проецировал в своем творчестве. Народ боится, что это уведет не туда, будет воспринято, как идеал жизни. Проблема наркомании не была решена как тогда, так и сейчас. И смерть самого Клинских тоже связана с ней связана.
Более того, стоит напомнить, что его первые альбомы были антиобщественны, антигосударственны. И наш товарищ Клинских участвовал – в культурном плане – в развале Советского Союза. Ровно так же, как и многие другие деятели культуры. Кто-то осмысленно, кто-то нет. Кто-то делал это с чистым порывом сердца, кто-то оголтело. Как он к этим событиям относился – я не знаю. И, наверное, никто из нас, собравшихся на круглом столе, не ответит на этот вопрос. Также ему вменяют то, что ввиду переработки народного творчества, он сильно ударил по культуре, в частности – фольклору. После него слово «частушка» ассоциировалось с чем угодно, кроме как с культурным наследием нашего народа.
Лично меня в этой ситуации больше всего беспокоит вопрос культурной политики нашего города и региона. [В то время, как идут споры о памятнике Хою] у нас есть огромное количество достойнейших людей, кто никак не увековечен.
Директор «Время Воронежа» и модератор круглого стола Александр Баймурзаев спросил у Александра Никитина, как он относится к памятнику Владимиру Высоцкому. Ведь его фигура тоже была неоднозначной – как с точки зрения «антигосударственного» посыла некоторых его песен, так и сточки зрения образа жизни музыканта и артиста. Александр Никитин ответил, что, в целом, не видит проблем с тем, что в Воронеже установлен памятник советскому барду, а к его персоне относится скорее положительно.
«Так говорят невежды»
Общественник и один из инициаторов проекта по установке памятника решил ответить на доводы людей, которые не одобряют творчество «Сектора Газа», начав раскрывать моральную сторону вопроса, связанную с персоной Юрия Клинских:
«Многие говорят: «Хой – человек, который популяризировал наркомани, алкоголизм, мат и так далее». Так говорят невежды. Расскажу, почему. Потому что глупый человек учится на своих ошибках, а умный – на чужих. Я познакомился с песнями «Сектор Газа», когда попал в пионерский лагерь «Защитник», мне тогда было 10 лет. И мне их пересказывали, перепевали. Кстати, о мате я узнал не из песен «Сектора», а из тех же лагерей: детских, оздоровительных, пионерских.
Но в более взрослом возрасте, когда я уже стал осознанным. Когда мне захотелось открывать этот мир самостоятельно, у меня были примеры, что такими вещами [которые, в частности, описываются в песнях группы] заниматься нельзя».
Александр Баймурзаев задал Илье Наумову два вопроса: как сейчас продвигается его проект, связанный с установкой памятника, и за чей счет монумент будет установлен?
Отвечая на второй вопрос, общественник лишь повторил, что появление нового культурного объекта будет оплачено не за счет городского бюджета. Необходимые документы, поданные Ильей Наумовым в специальную городскую комиссию еще в 2021 году, в мэрии просто попросили продублировать. Рассмотрение проекта состоится в декабре.
Моральное и правовое решение вопроса
Зампредседателя комитета по культуре Воронежской облдумы Павел Большов дал краткий, но понятный ответ на вопрос о том, какие возможности для прекращения спора между противниками и сторонниками увековечивания памяти Хоя могут появиться на законодательном уровне?
«Про образ жизни Юрия Хоя я скажу так – не нам судить. По поводу антигосударственности «Сектора Газа»: честно, не знаю, какую «ключевую роль» в развале СССР сыграла эта группа.
Как принять окончательное решение, нужен ли памятник: сейчас? Если в силу вступят изменения к 131 ФЗ (Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ), то этот вопрос можно будет поднять на местном уровне в рамках референдума».
Карина Мещерова, руководитель проекта «Влюбляю в Воронеж» предложила, казалось бы, лежащий на поверхности, но нестандартный взгляд на то, как относится к персоне, когда у людей возникает желание возвести в честь нее монумент. По ее словам, памятниками можно и нужно увековечивать не только людей с безупречной репутацией или большим, историческим масштабом личности, но и то, что вносит хотя бы небольшой вклад в культуру и положительно отзывается в сердцах людей:
«Почему вы сравниваете памятник Юрию Клинских с памятниками Петру I, святым деятелям? Можно же сравнивать его с памятниками ежикам, которые сделали возле «Арены», котенку с улицы Лизюкова и так далее.
Общественный деятель Константин Квасов рассказал о том, что в 90-е годы участвовал в организации концертов «Сектора Газа». Свои слова он подкрепил фотографией из тех времен, опубликованной в собственном телеграм-канале:
«Вчера на круглом столе в редакции интернет-СМИ «Время Воронежа» обсуждали, как движется идея Ильи Наумова об установке в Воронеже памятника Юрию Хою. В ходе обсуждения вспомнил о своих выступлениях в 1993 году в туре по ряду городов (Питер, Череповец, Витебск, Гродно, Астрахань), в котором выступал на разогреве у «Сектора Газа», а также об организации концертов «Сектора», в том числе в Брянске», – пишет Константин Квасов в своем аккаунте.
Кроме того, общественник развенчал некоторые мифы о том, насколько активно Юрий Хой транслировал якобы деструктивные ценности в своем творчестве. Например, по словам Квасова, на концертах музыкант не исполнял матерные частушки. Кстати, как добавляет общественный деятель, в бытовом общении Хой тоже не злоупотреблял обсценной лексикой.
Общественные деятели Олег Вельможин и Виталий Иванищев дополнили абсолютное большинство сторонников появления монумента. Олег Вельможин отдельно обратил внимание на претензии тех, кто выступает против памятника Хою, ссылаясь на «низкую культурную ценность» его творчества. По его словам, вспомнить произведения воронежских поэтов и писателей, чьи памятники есть в нашем городе – трудная задача для таких людей.
Несмотря на то, что вчера на нашем круглом столе преимущественно собрались сторонники появления памятника/арт-объекта в честь Хоя и «Сектора», недооценивать масштаб лагерь противников такой инициативы не стоит. Однако наши эксперты подсказали несколько вариантов, используя которые можно разрешить все противоречия – от более спокойного отношения к неоднозначным персонам знаменитостей до вполне конкретных, назревающих законодательных инструментов.
Комментарии