Глава облизбиркома объяснил, почему в Воронеже не проходят дебаты кандидатов на пост мэра

Глава облизбиркома объяснил, почему в Воронеже не проходят дебаты кандидатов на пост мэра
Могут ли запретить дебаты? В каких СМИ они могут проходить? Кто должен оплачивать дебаты и могут ли за участие в них снять кандидата с предвыборной гонки? На эти и другие вопросы Интернет-газете «Время Воронежа» ответил Владимир Селянин

Все меньше времени остается до выборов мэра Воронежа. Но до сих пор мало кто из местных жителей знает подробно о каждом из десяти кандидатов, борющихся за кресло главы города. По всему городу висят плакаты с изображениями претендентов, но на них обычно лишь пара фраз. Подробности предвыборных программ найти обычным горожанам непросто.

В других городах вовсю идут дебаты, будущие участники выборов рассказывают, почему каждый из них хочет стать мэром. Дают обещания о решении проблем с коррупцией, мигрантами, тарифами ЖКХ и других злободневных вопросов. В Воронеже о дебатах ничего не было слышно. Более того, появилась информация, что их… запретили.

Сложившуюся ситуацию мы попросили прокомментировать председателя областной избирательной комиссии Владимира Селянина.

- Владимир Егорович, появилась информация, что у нас на выборах запретили дебаты, может ли такое быть в действительности?

- Выборы в органы местного самоуправления регулируются избирательным кодексом Воронежской области и соответствующими комиссиями. Кандидатам может быть предоставлено эфирное время или печатная площадь только в муниципальных СМИ. А у нас в Воронеже нет муниципального телевидения. Раз у нас нет каналов, то нечего и запрещать.

Дебаты подразумевают прямой эфир, когда кандидатам задают одинаковые для всех вопросы. А потом каждому из них дают возможность задать каждому из кандидатов вопросы своим оппонентам.

- На сайтах в Интернете нельзя проводить дебаты? Например, провести прямую трансляцию в Сети?

- В любом случае источник должен быть муниципальный, а таких Интернет-СМИ, насколько я знаю, у нас нет.

- А если кандидаты сами решат провести дебаты в частных СМИ? За свой счёт – это законно? Это можно будет назвать дебатами?

- Можно, только это не дебаты. Частные теле- и радиоканалы, которые хотели участвовать в избирательной кампании, должны были опубликовать свои расценки. Каждый кандидат персонально заключает с ними договор на определённый отрезок времени. Должна быть предварительная договорённость кандидатов, чтобы они организовали совместную закупку эфирного времени, но это достаточно сложно.

- Но не запрещено?

- Конечно, они могут сами это могут сделать. Например, три кандидата выпускают одну листовку и оплачивают её из избирательных фондов пропорционально доли каждого там: у одного маленькая фотография, у другого – большая.

- Снять кандидата за участие в таких дебатах могут? Это не будет нарушением?

- Это не будет нарушением, если они выполнят требования закона. Во-первых, издание должно опубликовать тарифы и заявить, что будет участвовать в избирательной кампании. Во-вторых, кандидаты должны выкупить соответствующий ресурс по той цене, которая была указана, причём обязательно оплатить это из фонда – тогда они могут это использовать.

- То есть при любом раскладе у нас не могло было бы быть дебатов из-за отсутствия муниципальных СМИ?

- Да, эфирного времени нет.

- ВВоронеже когда-нибудь проходили дебаты кандидатов?

- В девяностые годы у нас были дебаты, правда, не в том понимании, как проводят в других странах, у нас были «круглые столы». Трём-пяти кандидатам выделяли около часа эфирного времени, давали по две минуты каждому, чтобы заявить о себе – рассказать о биографии. Потом шли по кругу, задавая каждому из них по одному одинаковому вопросу. Потом, если времени было больше, кандидаты могли задать вопросы друг другу и в конце могли вновь обратиться к избирателям. В полном смысле это дебатами, наверное, нельзя назвать.

- Владимир Егорович,на ваш взгляд, нужны ли нам дебаты? Помогли бы они избирателям? Или это больше популистское мероприятие: кто больше пообещает, того и поддержат?

- Сегодня избиратель уже не тот, что был в 90-е годы. Тогда, кто громче крикнул – тот больше голосов получил, на площадях по аплодисментам это было видно. А сейчас избиратель немного другой – он уже понимает, кто чего стоит. Хотя не исключена «ошибка принятия решения» - если кто-то очень популистски выступает, то бывает, что он западает в душу избирателям, хотя сделать потом ничего не сможет. Такие примеры у нас чаще в районах. Например, в селе Новоусманского района глава был очень сильный оратор: «Я тут наведу порядок, я такой же, как вы». Но как только стал главой – двери захлопнул, ни одного избирателя на порог не пускал. Местные жители проводили потом митинг, с милицией приходилось открывать его кабинет, чтобы увидеть его. Потом он написал заявление и ушёл.

- Получается, что эффективнее, чтобы кандидаты встречались не между собой, а с людьми?

- Я считаю, что встречи с избирателями – самые эффективные. Когда они могут задать конкретные вопросы и услышать на них ответы. Задать вопросы по предыдущей деятельности, если раньше где-то пересекались и работали - дать оценку не только работы во время избирательной кампании, но и по предыдущим делам.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.