Послезавтра, 30 июля избирательная комиссия Воронежской области подведёт итог первой части марлезонского балета: зарегистрирует кандидатов в губернаторы, которые сумели заручиться поддержкой не менее 286 муниципальных депутатов.
Сегодня же есть только один зарегистрированный кандидат, пока он работает врио губернатора и планирует (с высокой социологической вероятностью) работать губернатором на постоянной основе ещё как минимум пять лет. Поскольку соперников, которые хотя бы сами верили, что могут победить Алексея Гордеева, у врио губернатора нет, главная задача его команды – обеспечение легитимности выборов. По-русски это значит, чтобы губернатор был, и никто ему не мог сказать, что он не настоящий. Это значит, что победить надо в конкурентной борьбе.
Кто на старенького?
Месяц назад облизбирком принял документы партийных кандидатов, которые готовы выйти на предвыборный бой. Это заместитель гендиректора ООО «Росизвесть», депутат областной Думы Константин Ашифин (КПРФ), гендиректор Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Объединение проектировщиков «Развитие» Сергей Гончаров («Патриоты России»), пенсионер Александр Копытов («Партия пенсионеров России»), помощник ректора Николай Куралесин («Российская партия пенсионеров за справедливость»), индивидуальный предприниматель Виктор Дедов («Партия ветеранов России»), заместитель главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Михаил Чубирко («Казачья партия Российской Федерации») и координатор Воронежского реготделения ПП «ЛДПР» Игорь Филатов.
Тут самое место вспомнить, что вокруг последнего кандидата развернулась занимательная история со сменой коней на переправе. В итоге на выборы от ЛДПР вместо депутата Госдумы Сергея Журавлёва пошёл Игорь Филатов, 29 лет от роду, когда в законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» говорится, что «кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин, достигший возраста 30 лет». Как-то Филатова всё-таки зарегистрировали. Есть версия, что на облизбирком давили аж из Москвы. Может кто-то наверху вертикали побился об заклад, получится провести человека в кандидата в обход закона или нет? В конце концов, в каждой предвыборной кампании должно найтись место для развлечений.
«Казаки» стали популярнее коммунистов?
Зато на оставшихся претендентов на губернаторство (за исключением традиционного кандидата от КПРФ) без слёз не посмотришь. Чем известны в Воронежской области, или даже в Черноземье выдвинувшие их партии? Правильно, ничем, что могло бы составить хоть какой-нибудь политический капитал. Любопытно, что бывшего санитарного врача региона Михаила Чубирко выдвинула некая «казачья партия». Вы слышали об этой партии раньше? Между тем и липецкий губернатор Олег Королёв, у которого внеочередные выборы также 14 сентября, тоже, что интересно, подобрал себе в соперники представителя «Казачьей партии России». Мы говорим «подобрал», потому что в Липецке ни для кого не секрет, что выборы проводятся для передачи власти от Королёва к Королёву. Некоторые политические силы (местная партия «Родина») даже объявили на этом основании бойкот губернаторским выборам, который получил ещё больше оснований после того, как «муниципальный фильтр» не прошёл кандидат от КПРФ депутат Госдумы Николай Разворотнев. То есть, получается, что депутат от второй партии страны у муниципальных депутатов доверием совсем не пользуется, а «казачья партия» (которая и существует, скорее всего, только на бумаге) - на коне! Заметим, что порталу «Липецк-ньюс» помощник Николая Разворотнева сообщил, что на местных депутатов оказывалось давление со стороны руководства области, поэтому такой казус и вышел: коммунистам - шиш, а казакам – подписи.
Губерния, береги Ашифина как зеницу ока
Ради удовлетворения любопытства отметим, что, кроме кандидата от «Казачьей партия Российской Федерации» и конечно - врио губернатора Олега Королева, липецкий облизбирком принял подписи от кандидатов ЛДПР, «Партия пенсионеров России» и «Аграрная партия России». Интересно, а в Воронежской области кто ещё станет крепить легитимность предвыборной кампании? Пенсионер Александр Копытов или индивидуальный предприниматель Виктор Дедов? А может Николай Куралесин, что поменял с полдюжины партий, причём, умудрялся всегда попасть в них в тот момент, когда эти партии приближались к своей агонии?
А если бы в Воронеже с дистанции сошёл коммунист Константин Ашифин, страшно представить, что бы стало тогда с легитимностью выборов. Эксперты и аналитики считают, что, помимо Ашифина, привести на выборы хотя бы пару электоральных рот могут Игорь Филатов (ЛДПР), Сергей Гончаров («Патриоты России») и … дальше вы будете смеяться, казак Михаил Чубирко. В среду, 30 июля мы узнаем их имена.
Надо признать, что пока о том, что в области идёт предвыборная кампания, напоминает только коммунист Ашифин. То тут, то там он проводит встречи с населением, обещает, что когда-нибудь коммунисты возвратятся в здание на площади Ленина в качестве полноправных его хозяев. Однако даже этот бравый кандидат ни разу не сказал, что второе пришествие коммунистов состоится прямо нынешней осенью. Трудно даже вообразить, что должна придумать команда врио губернатора Гордеева, чтобы народ поверил в реальность сражения, которое не разворачивается у него на глазах. Проблемы с законностью выдвижения и регистрацией кандидатов (случай с ЛДПР) – это ведь так, мелочь по сравнению с тем сценарием, при котором население и инорегиональные наблюдатели в Москве не воспримут выборы как по-настоящему легитимно реализованный процесс. Напомним, что был и первоначальный расклад кандидатов в губернаторы, актуальный на начало этой весны. К оставшимся до сего дня представителям КПРФ и ЛДПР тогда прибавляли кандидата от «Справедливой России» депутата облдумы Анатолия Шмыгалёва или даже депутат Госдумы от той же партии Олега Пахолкова. Такие конкуренты Гордеева, прямо скажем, не слишком впечатляли. Но всё же, всё же…
Зато сейчас мы можем с полным правом констатировать, что выборы в виде конкурентной кампании в Воронежской области пока так и не начинались.
Комментарии