Из 14 судейских вакансий девять придутся на областной суд, а пять на районные. Кадры урежут и в аппарате облсуда – он уменьшится на 17 человек. Впрочем, «живых» судей пообещали не сокращать – под нож пойдут сначала незаполненные вакансии, а затем будут сокращать места судей, которые выйдут в отставку. Нового судейского набора также не объявят.
Причиной нынешнего масштабного сокращения стала затеянная на федеральном уровне реформа верхних судебных инстанций. В августе был принят закон о создании межрегиональных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Воронежские апелляционные жалобы будут теперь рассматривать в Первом апелляционном суде в Москве, а кассационные – в Саратове. Напомним, что по принципу экстерриториальности давно работают апелляция и кассация в арбитраже. Считается, что это делает суды боле независимыми от местных, в том числе и судебных, властей. Всего в стране будет создано 15 новых судов общей юрисдикции, но новые судейские ставки для них решили не выделять, а перераспределить уже имеющиеся. А поскольку основная нагрузка уйдет из областных судов, оттуда же решено и изъять ставки.
Самым интригующим стал вопрос, уйдет ли в отставку влиятельный судья облсуда Михаил Авдеев, чей сын Андрей, бывший начальник отдела облпрокуратуры, стал фигурантом громкого коррупционного уголовного дела. Якобы через него адвокатесса Мария Григорашенко решала за 2 млн рублей, чтобы наркоторговцу Черваневу дали условный срок. Позже она обнародовала свои откровенные «банные» разговоры с Авдеевым, где он утверждал, что будет решать вопросы Черванева через своего отца. Однако решальщица не смогла в итоге договориться – Черваневу дали 8,5 лет тюрьмы.
Дело Андрея Авдеева было возбуждено только после семимесячной проверки в мае по статье покушение на особо крупное мошенничество и сейчас расследуется в вялотекущем режиме. Передававшая деньги мать Черванева признана потерпевшей, а вот самому Авдееву-младшему обвинение до сих по не предъявлено. Якобы ждут результатов фоноскопических экспертиз и ждать их могут до конца года. Тем временем, сама Григорашенко, осужденная в апелляции на два года (облсуд ужесточил ей наказание, сменив колонию-поселение на общий режим), скрылась, не дождавшись вступления приговора в законную силу.
Собственные источники в облсуде подтвердили, что Авдеев-старший ни в какую отставку не собирается. Сокращать и провожать на заслуженный отдых будут других. У отца Авдеева слишком много заслуг перед судебной системой. В частности, он прославился, когда судил знаменитую банду «Матроса» и вынес два пожизненных заключения. Но, что гораздо важнее, – его серьезные связи в Верховном суде. Ими, кстати, бравировал в бане его сын.
Еще двое сыновей влиятельных судей облсуда – Ивана Шмакова и экс-председателя Центрального райсуда Виктора Артамонова – стали в 2018 году фигурантами уголовных дел. Адвокат Николай Шмаков за 4 млн обещал клиенту решить вопрос в суде и получил в августе 3 года колонии. Владимир Артамонов за 400 тысяч помогал при помощи УФСИН(!) трудоустроить знакомого на бюджетное обучение в медакадемию. Сейчас он ждет суда под домашним арестом. Сразу после задержания сына Иван Шмаков подал в отставку, а Артамонов-старший отправился на отдых до того, как его сына приняли правоохранители.
Сокращение вакансий и фактическая заморозка принятия новых людей на судейские должности приостановит обновление судейского корпуса, начатое Василием Тарасовым. Воронежские судейские кланы смогут спокойно передохнуть. Что, впрочем, не исключает того, что в отставку из областного суда под эту гребенку сокращений могут уйти несколько знаковых персонажей.
Среди возможных будущих отставников называют члена президиума облсуда Виктора Харюткина, возглавляющего местную квалификационную коллегию судей и правую руку экс-председателя облсуда Виталия Богомолова. Харюткин – один из последних руководителей облсуда, оставшийся от команды Богомолова. Оборотной стороной такого сокращения станет увеличение и без того высокой нагрузки на судей общей юрисдикции и закономерное снижение качества выносимых решений.
Напомним, что накануне и после прихода в декабре 2017 года на должность председателя облсуда Василия Тарасова судейских мантий уже лишилось около 20 служителей Фемиды. Среди них были такие знаковые для судебного сообщества фигуры, как экс-председатель Рамонского райсуда Виталий Зубов, зампред Центрального райсуда Ольга Бруданина. Чуть раньше была отправлена в отставку председатель Ленинского райсуда Ольга Бородинова. А в январе один судья облсуда Александр Мирошников даже умер, не дожив один день до отставки. Пришлось его переоформлять посмертно – родственникам умершего действующего судьи в отличие от судьи в отставке положена пенсия.
Автор: Дмитрий Хохлов
Комментарии