Губернатор Алексей Гордеев выступил с инициативой создания Большого совета, который призван объединить некоммерческие организации, работающие на территории области. Аналогов ему в других регионах, да и на федеральном уровне, на первый взгляд, нет. Несмотря на то, что новая структура, судя по всему, станет во многом дублировать Общественную палату, которую возглавляет председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка России Александр Соловьев, с ее формированием Гордеев убьет одним выстрелом как минимум двух зайцев.
Алексей Гордеев с его министерским опытом, безусловно, - опытный политик. Но создание Большого совета, которое он инициировал, с поверхностной точки зрения лишено смысла. Что, между прочим, подтверждает в своем обращении к НКО сам губернатор. Гордеев констатирует, что в регионе «созданы и работают Общественная и Национальная палаты, молодежные парламент и правительство. В каждом сельском районе, а с недавнего времени – и в каждом районе Воронежа, открылись общественные приемные губернатора. По наиболее острым и важным темам ведется обсуждение с интернет-сообществом». У воронежского губернатора, как и у многих его коллег, есть свой блог. Функционирует портал улучшения делового климата.
Торгово-промышленная палата области, продолжает Гордеев, участвует в выработке социально-экономической политики облправительства, рекомендации ТПП учитываются при назначении ключевых чиновников. «Много сделано, исходя из запросов общества, движением «Наше общее дело», которое ответственно за борьбу с наркоманией, алкоголизмом и плохими дорогами. Надо будет, займется борьбой с мужеложеством. Кроме прочего, в нашей богоспасаемой губернии есть, как и в других приличных регионах, просто омбудсмен, а также детский и экологический обмудсмены. Недавно появился омбудсмен по защите прав предпринимателей. Казалось бы, для диалога власти и общества созданы все условия, но Гордееву их показалось мало.
Чтобы разобраться в причинах, побудивших губернатора инициировать создание Большого совета, дубля Общественной палаты, по-моему, достаточно проанализировать экономический и политический контекст в губернии. После того, как в 2009 году Гордеев возглавил область, его командой полностью отлажена работа с местными партийными и общественными структурами, сменились главы администраций большинства сельских районов, налажена медийная вертикаль.
Однако в недавнем рейтинге политической выживаемости региональных лидеров, ежегодно составляемом фондом «Петербургская политика», Гордеев получил «тройку». Ему поставлены на вид протесты, связанные с возможным началом разработок никелевых месторождений, противоречия с соседними областями и общее снижение электоральной управляемости. Несмотря на то, что срок полномочий Алексея Гордеева истекает в начале 2014 года, скорее всего, выборы перенесут на единый день голосования, в соответствии с законом, недавно подписанным президентом Владимиром Путиным, - на 8 сентября 2013-го - и совместят с выборами мэра Воронежа. У главы города Сергея Колиуха полномочия истекают в начале 2013 года.
Если учитывать неминуемое приближение выборов, создание Большого совета вполне логично и оправданно. Как пообещал сам Гордеев, новая структура станет трибуной для принятия решений органами исполнительной власти, но, поскольку, как убедительно показано, такие трибуны уже есть, более того, их великое множество, несложно предположить, что БС будет выполнять для Алексея Гордеева те же функции, что и Общероссийский народный фронт для Владимира Путина – накануне выборов в Госдуму декабря 2011 года и президентских выборов марта 2012-го. Поэтому главная функция совета – канализовать протестные настроения в обществе, прежде всего в связи с протестами, вызванными разработками никелевых месторождений в Новохоперском районе и модернизацией аэродрома «Балтимор». Если ты не можешь свести митинговую активность на нет, надо ее возглавить.
Таким образом, просматривается как минимум два резонных обстоятельства, объясняющих, зачем губернатору потребовался дубль Общественной палаты. Первое – благополучное переизбрание на второй срок, второе – канализование протеста.
Но есть и третье обстоятельство. Генсек КПСС Юрий Андропов, бывший, напомню, шефом КГБ, в свое время сделал потрясающее для политика признание: «Мы не знаем общества, в котором живем». Так вот, я полагаю, что Гордеев, ну или его советники, подсказавшие ему идею создания БС, исходили из андроповской формулы. А соответственно, могли ставить перед собой решение не только тактических задач вроде переизбрания губернатора на второй срок, но и стратегических – долгосрочное партнерство с обществом. В таком случае БС вполне может стать аналогом открытого, или большого, федерального правительства. Как видим, то, что инициировал Гордеев, частично совпадает с кремлевским проектом даже по названию.
Формирование открытого правительства, которое в России курирует целый министр (хоть и без портфеля) Михаил Абызов, связано с именем третьего президента, а теперь премьера Дмитрия Медведева. Снижение популярности «Единой России», массовые протесты и значительный отток капитала из страны показали, что у активной части общества власть не пользуется ни беспрекословным доверием, ни поддержкой. А открытое правительство задумано как ответ на крах традиционной модели управления, основанной на противопоставлении государства и граждан. Принципы работы ОП основаны на привлечении экспертов из самых различных сфер жизни к принятию управленческих решений органами исполнительной власти. Но механизмы того, как все будет функционировать, до сих пор неясны. Тем более, что на федеральном, да и на региональном уровне, есть масса дублирующих институтов.
Впрочем, если исходить из версии, что Большой совет губернатора Гордеева – аналог медведевского открытого правительства, то в инициативе губернатора меня смущает не только отсутствие механизмов функционирования БС. Дело в том, что гражданского общества в России не может быть даже в теории, поскольку ГО – продукт развития западно-европейской романо-германской цивилизации. А все авторитарные попытки превратить социальную организацию в нашей стране в ГО (или его прообразы) приводили к катастрофическим последствиям. Например, реформы Петра Iвылились в диктатуру дворян и их отчуждение от широких народных масс, а революция 1917 года принесла большевизм, разрушение храмов, миллионные жертвы.
Я прекрасно понимаю, что губернатор и его советники пытаются смикшировать эффект от никелевых протестов. Что Общественная, Национальная, Торгово-промышленная палаты не оправдывают тех надежд, которые на них возлагались. Но боюсь, как бы все не вышло по черномырдинскому принципу «Хотели как лучше, а получилось, как всегда». Дискутировать с широкими народными массами - в лице, быть может, их не самых худших экспертов-представителей - невозможно. А ресурсы экстенсивного развития экономики и социальной сферы России, и Воронежской области в частности, согласно недавнему исследованию Всемирного банка, практически исчерпаны.
И, наконец, последнее замечание. Лозунг «Вся власть советам» не теряет в XXIвеке своей актуальности, оказавшись поразительно живучим. Но, как мне представляется, без отказа от либеральных реформ, без хотя бы частичного искоренения коррупции и без проведения в России реиндустриализации органы вроде открытого правительства или Большого совета не дадут никакого результата.
Не пропустите самые горячие новости, подписывайтесь на обновления от Интернет-газеты «Время Воронежа» в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Комментарии