Нерядовая защита диплома прошла во ВГАСУ. Студент В. Поплавский предлагал практически полностью осушить водохранилище, вернувшись к реке Воронеж, а полученные в результате осушения площади застроить.
Понятно, что проект этот предусматривает практически строительство нового города на 200 тыс. жителей. Этот «водный» район будет лишен транспортных проблем за счет большего 6 полосного шоссе, проходящего его насквозь и многочисленных мостов, связывающих новый район и существующий город. Не будет там и проблем со свободными площадями. Никакой точечной застройки – только системное, комплексное освоение местности. Не будет и проблем с экологией – огромные парки позволят компенсировать увеличение площадей города. Предусмотрены и меры, которые придадут новому району изюминку. В частности часть улиц спроектирована таким образом, чтобы на них можно было проводить шоссейно-кольцевые гонки. Но главным является возможность возведения социального жилья в удобных, по транспортной доступности, районах города. Впрочем, не только жилья – на окраинах можно обзавестись дачей с видом на реку. Улучшение качества воды, недопущение ее загрязнения ливневыми, промышленными и бытовыми стоками должно вернуть население к водохранилищу. Для этого наряду с парковыми и дачными зонами на береговой линии островов предусматриваются свободные подходы к воде, пляжные зоны. Таким образом, протяженность используемых для отдыха берегов увеличивается в десятки раз, причем в непосредственной близости от жилых районов.
Создание островной системы неизбежно стимулирует развитие исторического центра в сторону водохранилища в первую очередь возле мостовых переходов, а затем и на всей протяженности набережных. Все объекты, размещаемые на островах будут обеспечены необходимым количеством парковок, что позволит разгрузить исторический центр города, создаст предпосылки для сохранения и реконструкции исторической застройки. Создание современной системы жизнеобеспечения на островах неизбежно положительно повлияет на систему жизнеобеспечения всего города, так как полностью разделить их невозможно.
Однако главной задачей автор видит даже не в формировании новых площадей под застройку. Страна у нас большая и можно найти три десятка квадратных километров территории без столь дорогостоящего способа как намыв островов. Основным представляется решение проблемы водохранилища, которое усиленно зарастая, фактически превращается в болото. Никакие другие меры, которые обсуждаются в последнее время, практических результатов, по мнению студента и а также ректора ВГАСУ Игоря Суровцева, который консультировал этот проект, не дадут. Обсуждаемое углубление русла, скорее всего, ничего не даст из-за его «стирания» под воздействием общего течения водохранилища. Углубление всего водохранилища будет очень дорогим удовольствием, но при этом его придется регулярно чистить от песка и ила что тоже не дешево. Просто слить водохранилище – опасно, так как ил будет перегнивать много лет, создавая жуткую экологическую ситуацию. Таким образом, выход из создавшегося положения, может быть только в запуске природного механизма самоочистки воды.
Материальные средства для реализации проекта можно получить на основе частно-государственного партнерства. Ведь акватория водохранилища – это федеральная собственность и только федерация может решать ее судьбу. Но при этом было бы логично, если для намыва островов и создания транспортной и инженерной инфраструктуры будут использованы средства из федерального бюджета, то строительство разнообразных объектов может взять на себя бизнес.
Таким образом, государство может решить одну из самых застарелых проблем нашего города, а бизнес получит новую перспективную точку для приложения усилий. Преобразование водохранилища позволит решить целый комплекс транспортных и бытовых проблем нашего города.
Комментарии