Как сообщила газета «КоммерсантЪ», воронежское управление Минюста запустило процедуру включения в реестр «иностранных агентов» воронежского Центра защиты прав СМИ. Эта НКО специализируется на просвещении в области медийного права и правовой защите журналистов. Минюст, проведя проверку, обнаружил иностранные источники финансирования НКО и трактовал как политические некоторые высказывания главы организации Галины Араповой. Статус «иностранного агента» может усложнить НКО сотрудничество с госструктурами и грозит сворачиванием ряда просветительских программ Центра.
2001-й год. Я, журналист газеты « АиФ-Черноземье » в соавторстве с религиоведом и политологом Михаилом Жеребятьевым, публикую ряд материалов о незаконной деятельности Воронежской Епархии РПЦ и нарушении местными властями Конституции РФ по части равенства всех религий на территории России и разделения деятельности церкви и государства. Воронежская Епархия подает судебный иск, в котором требует опровержения и миллион рублей компенсации. Кажется, у нас нет никаких шансов отбиться: до сих пор никто в России судебные дела с РПЦ не выигрывал. Тем более, что факты, изложенные в статье, из-за публикации которой и был подан иск, мало доказуемы, ведь речь идет о незаконной, не значащейся ни в каких официальных документах мастерской РПЦ, в которой работают заключенные одной из воронежских тюрем. Областной УИН ни подтверждать, ни опровергать изложенные в статье факты не хочет, он просто отказывается участвовать в разбирательстве на чьей бы то ни было стороне, что и понятно – не пойдет же управление свидетельствовать против себя же, а опровергать, то есть врать в суде о том, что мастерских нет, тоже опасается...
Обращаемся в Центр защиты прав СМИ к Галине Араповой. Она также совсем не уверена, что мы можем выиграть дело, ведь речь идет об РПЦ, но берётся за него в качестве нашего адвоката...И вот судья районного суда выносит решение, произнося следующее : вы все прекрасно понимаете, какое решение я должна вынести в силу сами понимаете чего, но, Галина Юрьевна... из-за вас, вашей блестящей защиты я ну ничего не могу поделать, не могу его вынести...Снимаю перед вами шляпу! Правда, не надейтесь, что областной суд в результате апелляции не примет сторону РПЦ...
Областной суд в итоге спустил дело на тормозах, как и УИН, отказавшись связываться. Опровержение не было опубликовано и следовательно, был создан судебный прецедент: выигранное у РПЦ судебное разбирательство.
Таких прецедентов и выигранных дел за 18 лет существования Центра – тысячи. Медиаюристы этого центра ведут в качестве адвокатов до 100 дел в год, а кроме того, организуют и проводят чисто информационные, просветительские семинары по правам и обязанностям журналистов, по изменениям в законодательстве. И не только для журналистов, но и для чиновников. Этот Центр уже давно не воронежский, а фактически всероссийский. Сотрудники НКО относятся к числу самых авторитетных экспертов в области российского медиаправа. Организация защищала права либо иным образом сотрудничала более чем с 1100 СМИ по всей стране. Она выигрывала дела и в Европейском суде. Центром подготовлен большой объем специализированной литературы для медиаюристов и пресс-служб. Юристы НКО входят в президентский Совет по правам человека и Общественную палату, а также работают для госструктур, в частности судов. Подробнее о работе Центра можно прочитать здесь.
Тот факт, что Минюст запустил процедуру включения этого НКО в реестр иностранных агентов, меня лично не удивляет. Наоборот, действия министерства кажутся вполне логичными и даже несколько запоздалыми. Защитников свободы слова и прав журналистов высказывать свою точку зрения и публиковать неудобные для чиновников факты надо бы в первую очередь включать в агенты иностранного вредоносного влияния, приравнивая их деятельность к политической. Ну сами посудите, если в этот список включены НКО, защищающие права тех, кто подвергается пыткам и тех, чьи сыновья погибли, проходя армейскую службу, то есть защита прав и свобод личности, людей приравнивается к политической деятельности, оплачиваемой дядей Сэмом с целью поработить Россию, то уж защита прав СМИ и подавно должна быть приравнена. Кто, как не иностранный агент, может додуматься бороться за хм...свободу слова в сегодняшней России?
- За последний год в реестр внесли 38 организаций. Ни одна организация добровольно навешивать на себя ярлыки не стала. Мы политикой никогда не занимались, как и многие другие из списка, - пояснила Галина Арапова. - Комитет против пыток, который помог сотням россиян, подвергнувшимся пыткам, выиграть иски в Европейском суде. Сахаровский центр, который содержит музей академика Андрея Сахарова. Комитет солдатских матерей из Санкт-Петербурга, помогающий тем, чьи дети погибли или пострадали в армии. Все они там. Мы остались фактически последними, поэтому пришли и за нами. Для нас, действительно, честь быть с этими людьми, с достойными организациями в одном ряду. Но как дальше с этим жить и работать? Я не смогу комментировать законодательство о СМИ? Это несерьезно. Я специалист в этой области, я соавтор многих книг и даже научно-практического комментария к Закону РФ о СМИ, который издан, помещен в правовой базе «Гарант», которым пользуются юристы России. Меня и спрашивают, как эксперта, поэтому я и комментирую. И Минюст это посчитал политической деятельностью.
«Деятельность, носящая ярко выраженный политический характер», по мнению Минюста, заключается в том, что медиаюрист Галина Арапова позволила себе высказать публично свою точку зрения, как юриста, о том, что многие принимаемые в последнее время законы в области СМИ «неэффективные, несистемные и политизированные», инициативы депутатов по ужесточению законодательства «вредные для общества», «колоссальная монополизация прессы со стороны государства не позволяет представлять в СМИ разнообразные точки зрения». Одним словом, назвался груздем, полезай-ка в кузов. Критикуешь власть и ее законы? Да сам ты!..Агент иностранный, подосланный тлетворным Западом...
Отдельно сотрудники Минюста разобрали деятельность Галины Араповой, напрямую с Центром не связанную, пишет газета КоммерсантЪ . В частности, они проанализировали пресс-релизы с сайта ГУ МВД по Воронежской области, в которых упоминается госпожа Арапова как руководитель общественного совета при главке: «На этой должности Арапова обладает прямой возможностью активно воздействовать на принятие решений органами госвласти». В качестве примера в документе приводится призыв общественного совета к своим членам, представляющим СМИ, «шире содействовать ГУ МВД в разъяснительной работе, касающейся охраны общественного порядка». Под это же определение попала цитата из пресс-релиза, в котором госпожа Арапова высказывается об актуальности «формирования стандарта антикоррупционного поведения среди населения».
То есть, получается, что призыв формировать антикоррупционный стандарт поведения населения — политическая деятельность иностранного агента, нанятого Западом для расшатывания скреп и подрыва основ существующего госстроя... зиждущегося на коррупции?... Отчет сотрудников Воронежского управления Минюста, состоящий из таких вот выводов, занял 34 страницы. Его подробный разбор опубликован «Фонтанкой.ру» . Упомяну только, что вредоносную политическую деятельность за счет иностранных грантов проверявшие усмотрели уже в самих целях и задачах Центра, изложенных в его уставе, как то: "содействие в становлении в России института свободы слова", "формирование в общественном сознании отношения к свободе слова как фундаментальной ценности", "расширение границ ответственного влияния институтов гражданского общества на качество информационного пространства".
В настоящее время Центр защиты прав СМИ готовится оспорить решение Минюста в суде, сворачивать свою работу он в любом случае не немерен, проблема только в том, что финансовых возможностей выплачивать штрафы и по-прежнему издавать просветительские материалы, давать бесплатные юридические консультации и работать в судах, у него нет. Журналисты, безусловно, заинтересованные в сохранении своего правового центра, создали группу в ФБ, куда вошли уже более 500 человек, готовые побороться за его сохранение.
Абсурд ситуации состоит в том, что авторы этого реестра иностранных агентов и таких вот многостраничных отчетов о «вредоносном» влиянии правозащитников своими действиями доказывают, что «валят с больной головы на здоровую», а закон этот не поднимает, а наоборот, портит репутацию власти. Ну хорошо, давайте себе представим, что ВСЕ правозащитники в России включены в реестр иностранных агентов, потому что сама природа их деятельности состоит в том, чтобы защищать граждан в той или иной спорной ситуации, а политической деятельностью можно назвать любое негативное по отношению к власти высказывание. Вот и получается, что любой гражданин, не имеющий средств на хорошего адвоката, должен будет обращаться за помощью к иностранному агенту, чтобы тот представил его интересы в суде, ведь своя, родимая власть давать гранты на отстаивание прав и свобод граждан не собирается. А еще лучше - и вообще никуда не обращаться, потому что правозащитник будет искоренен, как класс... иностранных агентов.
Комментарии