Долгие 18 лет группа российских профессионалов мучительно и упорно отстаивала интересы России на переговорах о вступлении в ВТО. Хотя и Китай не особенно преуспел в переговорных сроках — 15 лет ему понадобилось на вступление. В Женеве 16 декабря подписан протокол о присоединении России к ВТО. До 15 июля 2012 года предстоит ратифицировать пакет документов, но это уже формальность.
На всем протяжении переговорного процесса некоторые эксперты пугали общественность множеством страшилок - от краха сельского хозяйства и промышленности до развала национальной банковской системы. Проблема состоит не в ВТО, а в нас самих — сумеем ли реализовать на практике преимущества свободной торговли. Или в очередной раз похерим все преимущества от членства в ВТО, подавляя конкуренцию даже внутри страны.
Снижение импортных пошлин —главный итог вступления в ВТО. За переходные 8 лет Россия постепенно снизит средневзвешенную ставку импортных тарифов с 10% в 2011 году до 7,8% к 1 июля 2018 года. На промышленные товары пошлины будут снижены в среднем с 9,5% до 7,3%; на с/х товары — с 13,2% до 10,8%. На молочные продукты - с 19,8% до 14,9%; на зерно — с 15,1% до 10%; на масличные культуры, жиры и масла — с 9% до 7,1%; на химические продукты — с 6,5% до 5,2%; на электрооборудование — с 8,4% до 6,2%; на древесину и бумагу — с 13,4% до 8%; на сахар — с 243 долларов за тонну до 223. На хлопок, компьютеры, комплектующие и оргтехнику - с 5,4% до 0%; на лекарства с 7-10% до 3-5%; на медицинское оборудование - с 5% до 2-3%.
Руководитель делегации на переговорах по вступлению в ВТО Максим Медведков заявил:
- В выигрыше останется с/х, почти вся транспортная отрасль, связь. Стоимость газа для населения правительство сможет регулировать так, как посчитает нужным. И обязательства выровнять внутренние цены на газ с экспортными у нас нет и не будет никогда.
Снижение пошлин означает дополнительный приток импортных товаров по более низкой цене, что соответственно должно приводить в нормальной рыночной экономике с конкурентными рынками к снижению цен на прилавках магазинов и в аптеках. Но общее мнение экспертов таково: посредники не позволят снизиться ценам. Их доля, например, в стоимости лекарств вместе с аптечными сетями превышает половину розничной цены.
Что же принесут последствия вступления в ВТО Воронежской области?
Сельское хозяйство Воронежской области производит достаточно зерна и для области, и для продаж внутри страны, и для экспорта (экспорт злаковых составил в 2010 году 51 млн. долларов). Пошлины на зерновые культуры будут установлены на уровне 10% (сейчас — 15,1%). Снижение небольшое, да и не повезут из-за рубежа в ЦЧР и в Россию зерно - невыгодно. Поэтому ситуация с зерном существенно не изменится на внутренних рынках и улучшится на внешних.
Срок окончания режима квотирования при импорте мяса не определен. Исключение составляет свинина, на которую в рамках квоты пошлина будет уменьшена с 15% до 0%, а вне квоты — с 75% до 65%, а с 2020 года до 25%. Для мяса птицы пошлина в рамках квоты сохранится на уровне 25%, а вне квоты снизится с 95% до 80%. Для говядины в рамках квоты пошлина будет сохранена на уровне 15%, а вне квоты увеличится с 50% до 55%.
На ближайшие 7 лет защищенность пошлинами и квотами внутреннего рынка мяса почти не ослабнет. И есть время на подготовку к росту конкуренции со стороны импорта. По сахару изменения незначительны: пошлина снизится с 243 до 223 долларов за тонну. На молочные продукты пошлины снизятся с 19,8% до 14,9%. Пошлины остаются высокими и защищают эту отрасль от избыточной конкуренции.
Если говядина и мясо птицы остаются защищенными и квотами, и пошлинами, то по свинине придется выдерживать обычную для членов ВТО конкуренцию, причем розничные цены на нее должны снизиться. Уж, слишком большое будет снижение пошлин с 75% до 25% вне квоты, а сама квота будет отменена с 2020 года. Времени вполне достаточно, чтобы наладить в стране и в области производство дешевой свинины.
В промышленности Воронежской области проблемы возникнут у некоторых крупных предприятий, производящих продукцию с высокой добавочной стоимостью. У многих они уже были и есть, как, например, у ВАСО. Но дополнительных прямых проблем ВАСО вступление России в ВТО не принесет, поскольку очень высокие импортные пошлины остались прежними (совместно с НДС - около 40% от стоимости вертолета или самолета).
Основные налогоплательщики и экспортеры Воронежской области — производители удобрений и химической продукции уверенно перенесут вступление в ВТО. Пошлины на эту продукцию были и останутся невысокими, хотя и снизятся (на удобрения - с 10% до 3-6,5%). Воронежские предприятия-экспортеры имеют стабильные рынки сбыта за рубежом и в регионах РФ. Но расслабляться иностранные конкуренты не позволят и им.
Предприятиям ВПК с продукцией двойного назначения (концерн «Созвездие» и др.) придется по мирной продукции выдерживать более сильную конкуренцию. Но в производстве высоких технологий и высокотехнологической продукции необходимо быть конкурентоспособными. Пошлины на них почти обнулены, поскольку необходимо закупать за рубежом современные технологии и оборудование для модернизации экономики.
Основная миссия ВТО — общая цивилизация международной торговли, включая снижение квот и тарифов, взаимное открытие рынков, установление общих принципов международной торговли на основе равноправия и взаимной выгоды.
В настоящее время членами ВТО являются 157 стран и 26 государств имеют статус наблюдателя. И пока ни одна страна мира не сбежала из этой организации.
Вступление в ВТО повышает конкуренцию производителей. Природа не изобрела другого эффективного механизма снижения издержек производств помимо конкуренции. Население должно получить выгоды от вступления в ВТО в долгосрочном периоде за счет снижения роста цен (уровня инфляции), увеличения разнообразия и повышения качества товаров. Но для этого необходимо снизить долю в ценах посредников.
ВТО следит за чистотой и законностью международной торговли. И это еще один полезный и независимый контролер в части противодействия коррупции в торговле. Следит ВТО также за законностью процессов приватизации. В частности, Россия будет ежегодно предоставлять отчет ВТО по транспарентности текущей программы приватизации.
В ВТО входят страны с различными видами государственности и экономики. И каждая получает свои выгоды от цивилизованной и транспарентной международной торговли. Поэтому критика ВТО как продукта либерализма весьма неубедительна. Торгуют все.
Но в полном объеме потенциальные выгоды от вступления в ВТО реализованы не будут до тех пор, пока в России не цивилизуется сама власть. И не покончит с собственным правовым нигилизмом. Сам же факт вступления в ВТО связан с многолетней работой профессионалов, которым власть только мешала. В стране создан примитивный госкапитализм, а не рыночная экономика с конкурентными рынками. Поэтому и отсутствует главный механизм повышения эффективности экономики — конкуренция.
Сама власть из болота коррупции себя не вытащит. Необходима ее сменяемость. Надо усиливать гражданское воздействие и влияние на власть, а еще лучше - поменять ее законным выборным путем. Необходимо кардинально изменять существо экономики, создавать конкуренцию во всех видах экономической деятельности. И всем этим процессам вступление в ВТО косвенно или прямо будет, несомненно, содействовать.
Комментарии