Команда губернатора Алексея Гордеева пока не стала направлять в федеральный центр свой отзыв на реформу принципов организации местного самоуправления. Речь идёт о поправках в ФЗ №131, что меняют систему выборов представительных органов городского округа с внутригородским делением (не знаю, можно ли их будет потом называть думами?) и градоначальников крупных городов. Не секрет, что фактически это проект закона по отмене прямых выборов мэра. Такое название за ним в обществе и закрепилось.
Кстати, в ныне кажущемся лохматым 2006 году поправки, предполагающие отмену выборности глав региональных столиц, уже вносились в Госдуму. Но скоро были отозваны депутатами «Единой России», которые их и предложили. «Власть не может быть построена сверху вниз по стойке смирно и как по команде в армии работать», - объявил тогда помощник президента Игорь Шувалов. Теперь, стало быть, уже можно по стойке смирно?
Против отмены всенародных выборов мэров высказались власти Екатеринбурга и Казани. А в Воронеже - пока только системная оппозиция: депутат гордумы - коммунист Андрей Померанцев предложил коллегам по КПРФ в Госдуме обратиться в Конституционный суд РФ по поводу проверки поправок, не слишком ли они обрезают права местного самоуправления? Мощно, ничего не скажешь.
В свою очередь газета «Время Воронежа» не раз освещала недостатки законопроекта. Коротко говоря, смысл реформы в том, что её инициаторы в Москве хотят ещё больше контроля над территориями. При мэрах-ставленниках с городов можно и больше финансов получить в федеральный бюджет. И поменять самих этих мэров, если что не так. А при всенародно избранных это всё не столь сподручно делать. Да, в плане выбора мэров права местного самоуправления обрезают, тут без всякой экспертизы ясно.
А что если поискать в реформе МСУ положительные стороны для представительной муниципальной власти? Допустим, реформаторов в самом деле беспокоит «отделение народа от власти». В известном смысле, новая схема формирования органов законодательной власти города, как раз и соединяет народ с властью. В городе-миллионнике появится до двухсот городских депутатов (по 30 или более человек на район) против нынешних 36-ти.
- И никакой условный Домостроительный комбинат, а строительное лобби в нынешней гордуме довольно влиятельно (чего уж там - её даже возглавляет строитель Владимир Ходырев, ЗАО «ВМУ-2»), явно не сможет профинансировать кампании такой уймы кандидатов, а соответственно, помешать прохождению в районные советы представителей разных социальных групп населения (или, по старинке, сословий). И значит, очень высока вероятность, что наши интересы будут представлять едва ли не наши соседи. То есть у каждого жителя города, по замыслу реформаторов, появится как свой участковый, так и свой депутат, - замечает по поводу реформы воронежский публицист Константин Чаплин.
А городская Дума (или то, что станет вместо неё) будет укомплектована депутатами, делегированными из райсоветов. Видимо, лучшими из лучших. Наверное, районные депутаты также смогут спросить у вышедшего из их среды городского депутата, отчёт о его делах. Почему, скажем, не ремонтируется дорога во внутрикварталке, куда сейчас депутаты гордумы добираются раз в год по обещанию. И то в виде подписей на скамейках детских площадок.
Возможно, на местах силами районных депутатов создадутся настоящие товарищества собственников и, наконец, не энтузиастки-пенсионерки, а присоединенные к власти народные избранники будут считать каждый рубль, что воронежец уплатил за благоустройство или вывоз мусора неизвестно кому.
Понятно, что «Единая Россия» и её сателлиты не дадут слишком распоясаться народно-депутатской самодеятельности. Постараются отсечь её уже на входе в избирательные участки. Но всех ведь не отсечешь. При двух сотнях мандатов, это сколько же будет кандидатов? Если им объединиться за свои права, то системных политиков, особо прессующих народную инициативу, можно будет и поменять. Ведь не неприкасаемые же они, в самом деле. Развернется широким фронтом народное вече или страшно сказать – майдан Воронежа. Напомню, мэр избирается именно депутатами, так что и его майдан может контролировать. Во всяком случае, не хуже чем губернаторы и их команды: буде они в совсем оторванном от народа состоянии - никогда не продавить им через городскую думу назначение своего человека сити-менеджером (а не в этом ли основная радость реформы для региональных элит?). Иди, так сказать, и договорись с воронежским майданом. Не потому ли наш губернатор не спешит со своим отзывом на реформу, что сразу тут и не разберешься, какой вариант организации местного самоуправления для главы региона предпочтительней? Ясно только одно: федеральный центр точно выигрывает.
Впрочем, и все вышеперечисленное движение не запрещается к употреблению активным и социально творческим гражданам прямо сейчас. Но почему-то инициативы местного самоуправления у нас – это либо, так или иначе инспированный властью пиар ея же, либо несчастные пенсионерки с ворохом документов и болезней. Чтобы за благо города порадел здоровый сильный гражданин – это исключительный случай. Двести будет депутатов или двадцать – не суть. Дело не в системе, а в том человеческом материале, на котором она держится.
С одной стороны, этот материал таков, что во главу угла ставятся не интересы местного самоуправления, а мещанский уют в родной паутине. С другой - каждый, кто высовывает голову за пределы прокрустова ложа получает по этой самой голове от власть предержащих просто на уровне рефлекса. В такой ситуации число представителей народа в советах и думах имеет значение только при написании поздравительных адресов.
Комментарии