Как мы уже писали, на прошлой неделе в Мариинской гимназии, новом корпусе воронежской Академии искусств, прошел мастер-класс музыкального продюсера и главы рекорд-лэйбла «Снегири» Олега Нестерова. Напомним, что именно он продюсировал Найка Борзова, Петра Налича, проект Маши Макаровой «Маша и медведи и группу «Ундервуд». Кроме того, с 1985 года Олег Нестеров - вокалист, гитарист и автор песен группы «Мегаполис». Воронежцам продюсер рассказал о природных аккумуляторах, волшебных вибрациях и о том, почему работа продюсера напоминает декретную маму, задача которой – заставить ребенка играть в песочнице с другими детьми.
Способность ловить молнии
Если представить стерильную операционную, где в роли хирурга – доктор Нестеров, то легко представить, что будет возлежать на операционном столе: природа таланта, механизм творчества и процесс записи музыки в студии. В учебной аудитории душно, но это не мешает слушать лектора два часа, не отвлекаясь на смс-ки и убегающее время. Студентам МГУ, у которых Олег Нестеров ведет курс «Продюсирование музыкального проекта», можно только позавидовать: настоящий артист за кафедрой, бегающий из одного угла аудитории в другой, - большая редкость. Несмотря на то, что лектор постоянно цитирует Пушкина, Ломоносова и Джимми Хэндрикса, он совсем не похож на унылого профессора – скорее, на своего парня из рок-тусовки, который только что выкурил косячок. Вместо скучных терминов – набор ключевых слов – «небесная розетка», «волшебные вибрации», «консервные банки». Например, «2000 лет назад люди включались в небесную розетку и то, что им нужно было знать, они узнавали. То же самое они получали из воздуха, воспринимая волшебные вибрации».
Если верить Олегу Нестерову, внутри каждого человека играет музыка. Чаще всего это какое-то знакомое произведение, услышанное, например, по радио, которое все время что-то шепчет. Но иногда там играет что-то, чего мы до этого никогда и нигде не слышали. Повезет тому композитору, внутри которого она играет. А если это банкир или винодел, то им даже в голову не придет, что это музыка, которая до этого никем не была написана.
Процесс создания музыкального произведения напоминает работу в фотолаборатории. Музыка, по мнению Олега Нестерова, бывает непроявленная и проявленная, и непроявленной музыки в миллиард раз больше, чем проявленной. Непроявленная музыка – это музыка космоса, ведь «космос звучит всегда, космос – великая вибрация». Это же – волшебные вибрации. Музыка проявленная – та, которую услышал и проявил через свое сердце человек.
- Помните Бьорк в фильме «Танцующая в темноте»? Как ее героиня писала музыку? Она слышала шорохи. Шорохи – это зацепка, баранья косточка на спиритическом сеансе, - отметил лектор. - Проявленная музыка – это напряжение между непроявленной музыкой и проявленными звуками и шумами. После этого Бьорк пишет свою музыку, мы закатываем это на носитель, и потом все это уходит обратно, в космос.
Долгое время музыка решала не просто развлекательные задачи – она была нужна, чтобы жить и выживать, «чтобы не сдохнуть». С музыкой сеяли, веяли, выдавали замуж – словом, музыка решала обрядовые задачи. Шли годы, тысячелетия, связь между небом и землей стала трещать по швам. Все меньше людей чувствовали непроявленную музыку. Эту меньшую часть стали называть талантами и гениями. Неведомым образом люди разделились на тех, кто чувствует – включается в «небесную розетку» и слушает волшебные вибрации, и тех, кто не чувствует, но воспроизводит музыку. Но есть третьи – те, кто ее и чувствует, и воспроизводит.
- Если вы спросите любого художника, как он создал свою работу или написал песню, он ответит: «Ребята, я ничего не делаю. Я просто научился переключаться на нужную волну». Надеюсь, вы понимаете, что не художник ищет тему, а тема ищет художника. Художник – дерево, а тема – это молния, - подчеркнул метафизик. - Молния ищет дерево с нужным потенциалом, чтобы пронзить его насквозь. Отсюда становится понятно, почему у Земфиры такой скверный характер: потому что в нее все время попадают молнии…
Чуть позже Олег Нестеров вывел три золотых правила творческого механизма:
1. не понимать, что происходит
2. ничего не ждать
3. ни от кого не зависеть.
Включить внутренний тумблер
Несмотря на то, что за всю лекцию продюсер ни разу не произнес слова «вдохновение» и «муза», он подробно, с тщательностью академика Павлова исследовал метафизическую природу творческого акта. Нет, все отнюдь не так пошло, как принято считать. Никаких жён-муз, ласково терзающих плеткой творца.
- Три-четыре года назад я понял, как все функционирует, - заинтриговал слушателей Олег Нестеров. - Сначала в сердце бьет идея, желание. Бам! – и ты не можешь спокойно жить. Не можешь думать, не можешь ничего делать. На следующее утро идея жжет пятки, послезавтра – жжет пятки. Жить без этой идеи ты уже не можешь. Желание включает прямо внутри вас жесткий тумблер. Через мгновение в вас включается сильнейшее поле. Вы выходите на улицу, наполненный желаниями и намерениями, и любые случайные фразы, надписи на остановках, диалоги из фильмов – поляризуются вокруг вашей идеи, ведь внутри вас включен тумблер. И вы еще не успеваете задать вопрос, как уже получаете ответ. Вы еще не начали дело, идете вперед, а перед вами открываются все двери.
Человек-творец, проходя по улице, цепляет в свою будущую песню все, что попадается ему на пути. Поэтому ему так важно настроиться на «медленную волну», забыть смартфон дома и обратить внимание на повседневности, обычно проплывающие мимо нас.
- Человек – не зверушка. Человеку нужна красота, гармония, чтобы заряжать природные аккумуляторы и батарейки, - глаголил продюсер. - Говоря о красоте, я имею в виду не сумочки LuisVuitton, а закат, пролетающего мимо голубя. Но мы не видим голубя, потому что мы живем на быстрой волне. Наша задача – настроиться на медленную волну, чтобы подзарядить природные аккумуляторы. Кто-то смотрел последний фильм братьев Коэнов? Почему у главного героя, чертовски талантливого человека, в жизни все хреново?
- Потому что жизнь такая? – предположили слушатели.
- Потому что он не шагает в ногу с миром. Он несфазирован. Он – в противофазе с тем, что происходит вокруг. А что такое фазировка? Резонанс. Чтобы сфазироваться, нужно любить мир.
- Это называется «конъюнктура», - недоверчиво заметил кто-то.
Как закатать красоту в «консервные банки»
- Чтобы не сдохнуть, чтобы быть сфазированным, человечество придумало закатывать ускользающую красоту в консервные банки. Так люди изобрели звукозапись – великий обман, - продолжил Олег Нестеров. - Многие думают, что звукозапись – это музыка. Это не так. Ведь в русском языке есть два глагола – играть и исполнять. Исполнение одного и того же произведения разными людьми будет отличаться друг от друга. От чего зависит исполнение? От того, сколько человек спал, с кем спал, что ел на завтрак, от того, какая погода, читал ли он «Войну и мир», сколько раз он читал «Войну и мир» и на каком языке он читал этот роман.
В качестве примера музыкант вспомнил проект «Рахманинов играет Рахманинова». С 1918 по 1926 годы одна звукозаписывающая компания записала Сергея Рахманинова, исполняющего свои же произведения. Запись осуществлялась на перфорированных бумажных лентах механического пианино.
- Если послушать эти записи, станет понятно, что нюхал Рахманинов в1908 году, какие пироги он ел. Когда вы слушаете эту запись, вы понимаете, что в момент исполнения композитор он не знал, кто такой Микки Маус и Гитлер. Любое исполнение музыкального произведения уникально, - объяснил музыкант. - А хитрецы придумали закатывать все это в консервные банки. Так, в 60-е годы родилось коллективное творчество здесь и сейчас. Эра дирижеров закончилась, началась эра продюсеров.
По словам Олега Нестерова, студия для музыканта – как роддом для женщины: «вещь малоприятная, но необходимая». «Здесь и сейчас надо поймать ускользающую красоту, чтобы она могла жить вечно. Хорошая запись – это та, которую можно послушать сто раз – и она не надоест».
- Должен ли артист в студии стараться?– задал лектор вопрос аудитории.
- Конечно, должен, - ответили слушатели.
- Нет, не должен. Студия – это чистая метафизика. Артист в студии не должен думать и стараться – он должен только чувствовать. Студийная работа – это как игра в пинг-понг. Когда вы начинаете думать, вы начинаете проигрывать. Два года назад я понял единственный критерий оценки моей продюсерской работы в студии. Нужно снять с музыкантов по рюкзачку, с которым он пришел из дома, принеся с собой головную боль, ссору с бабушкой. Мне как продюсеру нужно приподнять музыкантов над землей. Они должны перестать чувствовать свои тела – через них должна проистекать музыка. Теперь вы понимаете, почему самое точное исполнение – когда само все играется и само поется?
Студию Олег Нестеров сравнил с песочницей, куда сажают детей мамы. «Им важно, чтобы дети начали между собой играть, и тогда мамашки смогут отойти за угол, чтобы покурить». А роль мамы берет на себя продюсер – единственный человек, который во время студийной записи думает, управляет музыкантами и вдохновляет их.
- Управляет музыкантами дирижер, а вдохновляет красивая девушка. Поэтому я выступаю одновременно и в роли дирижера, и в роли красивой девушки, - уточнил Олег Нестеров. - Одно из ключевых слов для музыкального продюсера – атмосфера. Это как на свидании: нужно зажечь ароматические свечи, прошептать ласковые слова на ухо. Создать атмосферу фана, ведь 90 процентов успешных записей было сделано играючи, шутя…
Комментарии