Олег Нестеров: «Звукозапись – это великий обман»

Известный рок-музыкант открыл воронежцам секреты продюсерского мастерства

Как мы уже писали, на прошлой неделе в Мариинской гимназии, новом корпусе воронежской Академии искусств, прошел мастер-класс музыкального продюсера и главы рекорд-лэйбла «Снегири» Олега Нестерова. Напомним, что именно он продюсировал Найка Борзова, Петра Налича, проект Маши Макаровой «Маша и медведи и группу «Ундервуд». Кроме того, с 1985 года Олег Нестеров - вокалист, гитарист  и автор песен группы «Мегаполис». Воронежцам продюсер рассказал о природных аккумуляторах, волшебных вибрациях и о том, почему работа продюсера напоминает декретную маму, задача которой – заставить ребенка играть в песочнице с другими детьми.

Способность ловить молнии

Если представить стерильную операционную, где в роли хирурга – доктор Нестеров, то легко представить, что будет возлежать на операционном столе: природа таланта, механизм творчества и процесс записи музыки в студии. В учебной аудитории душно, но это не мешает слушать лектора два часа, не отвлекаясь на смс-ки и убегающее время. Студентам МГУ, у которых Олег Нестеров ведет курс «Продюсирование музыкального проекта», можно только позавидовать: настоящий артист за кафедрой, бегающий из одного угла аудитории в другой, - большая редкость. Несмотря на то, что лектор постоянно цитирует Пушкина, Ломоносова и Джимми Хэндрикса, он совсем не похож на унылого профессора – скорее, на своего парня из рок-тусовки, который только что выкурил косячок. Вместо скучных  терминов – набор ключевых слов – «небесная розетка», «волшебные вибрации», «консервные банки». Например, «2000 лет назад люди включались в небесную розетку и то, что им нужно было знать, они узнавали. То же самое они получали из воздуха, воспринимая волшебные вибрации».

Если верить Олегу Нестерову, внутри каждого человека играет музыка. Чаще всего это какое-то знакомое произведение, услышанное, например, по радио, которое все время что-то шепчет.  Но иногда там играет что-то, чего мы до этого никогда и нигде не слышали. Повезет тому композитору, внутри которого она играет. А если это банкир или винодел, то им даже в голову не придет, что это музыка, которая до этого никем не была написана.

Процесс создания музыкального произведения напоминает работу в фотолаборатории. Музыка, по мнению Олега Нестерова, бывает непроявленная и проявленная, и непроявленной музыки в миллиард раз больше, чем проявленной. Непроявленная музыка – это музыка космоса, ведь «космос звучит всегда, космос – великая вибрация». Это же – волшебные вибрации. Музыка проявленная – та, которую услышал и проявил через свое сердце человек.

- Помните Бьорк в фильме «Танцующая в темноте»?  Как ее героиня писала музыку? Она слышала шорохи. Шорохи – это зацепка, баранья косточка на спиритическом сеансе, - отметил лектор. - Проявленная музыка – это напряжение между непроявленной музыкой и проявленными звуками и шумами. После этого Бьорк пишет свою музыку, мы закатываем это на носитель, и потом все это уходит обратно, в космос.

Долгое время музыка решала не просто развлекательные задачи – она была нужна, чтобы жить и выживать, «чтобы не сдохнуть». С музыкой сеяли, веяли, выдавали замуж – словом, музыка решала обрядовые задачи. Шли годы, тысячелетия, связь между небом и землей стала трещать по швам. Все меньше людей чувствовали непроявленную музыку. Эту меньшую часть стали называть талантами и гениями. Неведомым образом люди разделились на тех, кто чувствует – включается в  «небесную розетку» и слушает волшебные вибрации, и тех, кто не чувствует, но воспроизводит музыку. Но есть третьи – те, кто ее и чувствует, и воспроизводит.

- Если вы спросите любого художника, как он создал свою работу или написал песню, он ответит:  «Ребята, я ничего не делаю. Я просто научился переключаться на нужную волну». Надеюсь, вы понимаете, что не художник ищет тему, а тема ищет художника. Художник – дерево, а тема – это молния, - подчеркнул метафизик. - Молния ищет дерево с нужным потенциалом, чтобы пронзить  его насквозь. Отсюда становится понятно, почему у Земфиры такой скверный характер: потому что в нее все время попадают молнии…

Чуть позже Олег Нестеров вывел три золотых правила творческого механизма:

1. не понимать, что происходит

2. ничего не ждать

3. ни от кого не зависеть.

Включить внутренний тумблер

Несмотря на то, что за всю лекцию продюсер ни разу не произнес слова «вдохновение» и «муза», он подробно, с тщательностью академика Павлова исследовал метафизическую природу творческого акта. Нет, все отнюдь не так пошло, как принято считать. Никаких жён-муз, ласково терзающих плеткой творца.  

- Три-четыре года назад я понял, как все функционирует, - заинтриговал слушателей Олег Нестеров. - Сначала в сердце бьет идея, желание. Бам! – и ты не можешь спокойно жить. Не можешь думать, не можешь ничего делать. На следующее утро идея жжет пятки, послезавтра – жжет пятки. Жить без этой идеи ты уже не можешь. Желание включает прямо внутри вас жесткий тумблер. Через мгновение в вас включается сильнейшее поле. Вы выходите на улицу, наполненный желаниями и намерениями, и любые случайные фразы, надписи на остановках, диалоги из фильмов –  поляризуются вокруг вашей идеи, ведь внутри вас включен тумблер. И вы еще не успеваете задать вопрос, как уже получаете ответ. Вы еще не начали дело, идете вперед, а перед вами открываются все двери.

Человек-творец, проходя по улице, цепляет в свою будущую песню все, что попадается ему на пути. Поэтому ему так важно настроиться на «медленную волну», забыть смартфон дома и обратить внимание на  повседневности, обычно проплывающие мимо нас.

- Человек – не зверушка. Человеку нужна красота, гармония, чтобы заряжать природные аккумуляторы и батарейки, - глаголил продюсер. - Говоря о красоте, я имею в виду не сумочки LuisVuitton, а закат, пролетающего мимо голубя. Но мы не видим голубя, потому что мы живем на быстрой волне. Наша задача – настроиться на медленную волну, чтобы подзарядить природные аккумуляторы.  Кто-то смотрел последний фильм братьев Коэнов? Почему у главного героя, чертовски талантливого человека, в жизни все хреново?

- Потому что жизнь такая? – предположили слушатели.

- Потому что он не шагает в ногу с миром. Он несфазирован. Он – в противофазе с тем, что происходит вокруг. А что такое фазировка? Резонанс. Чтобы сфазироваться, нужно любить мир.

- Это называется «конъюнктура», - недоверчиво заметил кто-то.  

Как закатать красоту в «консервные банки»

- Чтобы не сдохнуть, чтобы быть сфазированным, человечество придумало закатывать ускользающую красоту в консервные банки. Так люди изобрели звукозапись – великий обман, - продолжил Олег Нестеров. - Многие думают, что звукозапись – это музыка. Это не так. Ведь в русском языке есть два глагола – играть и исполнять. Исполнение одного и того же произведения разными людьми будет отличаться друг от друга. От чего зависит исполнение? От того, сколько человек спал, с кем спал, что ел на завтрак, от того, какая погода, читал ли он «Войну и мир», сколько раз он читал «Войну и мир» и на каком языке он читал этот роман.

В качестве примера музыкант вспомнил проект «Рахманинов играет Рахманинова». С 1918 по 1926 годы одна звукозаписывающая компания записала Сергея Рахманинова, исполняющего свои же произведения. Запись осуществлялась на перфорированных бумажных лентах механического пианино.

- Если послушать эти записи, станет понятно, что нюхал Рахманинов в1908 году, какие пироги он ел. Когда вы слушаете эту запись, вы понимаете, что в момент исполнения композитор он не знал, кто такой Микки Маус и Гитлер. Любое исполнение музыкального произведения уникально, - объяснил музыкант. - А хитрецы придумали закатывать все это в консервные банки. Так, в 60-е годы родилось коллективное творчество здесь и сейчас. Эра дирижеров закончилась, началась эра продюсеров.

По словам Олега Нестерова, студия для музыканта – как роддом для женщины: «вещь малоприятная, но необходимая». «Здесь и сейчас надо поймать ускользающую красоту, чтобы она могла жить вечно. Хорошая запись – это та, которую можно послушать сто раз – и она не надоест».

- Должен ли артист в студии стараться?– задал лектор вопрос аудитории.

- Конечно, должен, - ответили слушатели.

- Нет, не должен. Студия – это чистая метафизика. Артист в студии не должен думать и стараться – он должен только чувствовать. Студийная работа – это как игра в пинг-понг. Когда вы начинаете думать, вы начинаете проигрывать. Два года назад я понял единственный критерий оценки моей продюсерской работы в студии. Нужно снять с музыкантов по рюкзачку, с которым он пришел из дома, принеся с собой головную боль, ссору с бабушкой. Мне как продюсеру нужно приподнять музыкантов над землей. Они должны перестать чувствовать свои тела – через них должна проистекать музыка. Теперь вы понимаете, почему самое точное исполнение – когда само все играется и само поется?

Студию Олег Нестеров сравнил с песочницей, куда сажают детей мамы. «Им важно, чтобы дети начали между собой играть, и тогда мамашки смогут отойти за угол, чтобы покурить». А роль мамы берет на себя продюсер – единственный человек, который во время студийной записи думает, управляет музыкантами и вдохновляет их.

- Управляет музыкантами дирижер, а вдохновляет красивая девушка. Поэтому я выступаю одновременно и в роли дирижера, и в роли красивой девушки, - уточнил Олег Нестеров. - Одно из ключевых слов для музыкального продюсера – атмосфера. Это как на свидании: нужно зажечь ароматические свечи, прошептать ласковые слова на ухо. Создать атмосферу фана, ведь 90 процентов успешных записей было сделано играючи, шутя…

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.