Вчера в воронежской Мариинской гимназии (бывшем Доме офицеров), состоялся мастер-класс известного музыканта и продюсера, лидера московской группы «Мегаполис», руководителя лейбла «Снегири» Олега Нестерова.
Автор знаменитого шлягера, переделанного из фельцмановских «Ландышей», «Карл-Маркс-Штадта», рассказал собравшимся, среди которых были студенты и преподаватели Академии искусств, музыканты и журналисты, о том, как в нынешнем десятилетии нужно продюсировать музыку.
Сам Олег Нестеров в разное время продюсировал таких исполнителей, как Найк Борзов, Петра Налич, а также группы «Маша и медведи», «Ундервуд», «Ёлочные игрушки», «2H Company» и «Гришковец и Бигуди». Полностью репортаж о прошедшем мастер-классе интернет-газета «Время Воронежа» опубликует на следующей неделе. А сейчас мы предлагаем читателям короткое, но эксклюзивное интервью, которое музыкант и продюсер дал нашему изданию.
- Олег, есть ли у Вас критерий, по которому вы отбираете группы для продюсирования?
- Да. Это всегда интуиция - основное качество продюсера. Либо сделал стойку, как пёс, либо нет. Только так. Это не экселевские таблицы, не расчёты, только понимание того, что - первое - это настоящее, и второе - можешь ты этому помочь, или нет.
- Есть ли разница в раскрутке музыкантов, играющих попсу, и рок-музыкантов?
- В двух словах тут не скажешь. Лучше делить общество на два класса, на два лагеря, как это сделал Александр Бард – шведский ученый, философ, музыкальный продюсер, участник и автор песен группы Army Of Lovers, основатель группы Vacuum. Один лагерь – это те, кто ведутся за односторонними каналами в мире, делают то, что им говорят, слушают то, что им подсовывают. Второй лагерь – это люди, которые сами ищут, как отдыхать, что слушать, что есть, и отделяют правильную информацию от ненужной.
Так что, разделение по подходу к продвижению очень четкое, в зависимости о того, работаешь ли ты с консюмериатами или с нетократами (Консьюмеризм - уклад общества, потакающий покупке товаров и услуг в больших количествах сверх всякой необходимости. Нетократия—предполагаемая форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются не материальные предметы, а информация. – Ред.). Но это отдельный разговор.
- Тем не менее, что будет, если попсовых музыкантов, например, раскручивать по тем принципам, по которым раскручивают рокеров?
- Ну, если поп-музыкант и рок-музыкант играют для консюмеративной аудитории, то каноны одни и те же. Я бы сказал так: есть проекты-герои, а есть проекты-идеи. Поп-герои – это в основном проекты-идеи. Среди них есть и исключения. Меладзе, например, это проект-герой, а вовсе не проект-идея. Абсолютный проект-герой, хотя песни ему пишет брат. Но все же лучше не смешивать эти каноны.
- Название Вашей книги «Юбка» основано на игре слов – «рок» как музыкальное направление, и der Rock как «юбка» по-немецки. Как у вас возникла идея такой игры?
- Я продюсировал альбом Найка Борзова «Заноза». Процесс записи это как съемочный процесс, там неизбежны паузы, ожидания. Мы с Найком трепались. Мне нужно было создать нужную атмосферу, размагнитить Найка, он должен был превратиться в счастливого ребенка, чтобы играть в студии. И, сцепившись языками, фантазируя, мы начали буквально разыгрывать с ним эту историю. Вот четверо архитекторов, работающих в архитектурном бюро Шпеера, играют такую музыку. А вот Лени Рифеншталь, у которой ничего не получилось с общеевропейской известностью. А вот Германия, которой не удалось стать модной в языковом плане страной. В общем фабула понятна. Потом появилось и одно, и другое и третье. Я пять лет собирал исторический материал, всё больше и больше понимая, что, скорее всего, это должно было произойти, и рок-музыка должна была появиться в гитлеровской Германии, но почему-то этого не произошло. Так что, это роман в жанре альтернативной истории.
- То есть, по-вашему, теоретически такое могло быть?
- Немцы тогда всё сделали для этого. Они изобрели магнитофон. Электрогитара уже была. Гитлер, как сказал про него Дэвид Боуи, был первым рок-артистом. Он собирал стадионы, (например, в Нюрнберге 400-тысячный), гипнотизировал публику. Причем, гипнотизировал своей интонацией. Ведь он мог говорить всё, что угодно, и люди за ним шли. Я в книге упоминаю, что немецкие инженеры изобрели первый в мире «дилей» – подземный, с системой труб и микрофонов. А это ведь самая любимая рок-гитаристами примочка.
- Откуда все же у Вас такая любовь к Германии и к немецкому языку?
- Немецкий родильный дом в Лефортово, немецкая спецшкола, жизнь в немецкой семье двухнедельная. Видимо, в прошлой жизни я кое-что Германии задолжал, сейчас отрабатываю.
- В чем, по-вашему, магия Берлина?
- Это город с нулевой агрессией. Столица мира, но одновременно большая деревня. Магия Берлина и в том, что каждый четвертый брак – смешанный. Город с большим-большим сердцем.
- А какие ваши любимые районы Берлина?
- Конечно, Митте и Пренцлауер-Берг.
Академия искусств благодарит бутик-отель «Ветряков» за содействие в проведении мастер-класса Олега Нестерова.
Комментарии