В этом году российские школьники продемонстрировали не лучшие результаты ЕГЭ. Как это не прискорбно, в значительной степени качество падения образования ярко отразил «великий и могучий». По информации Минобрнауки, средний балл теста по русскому языку по сравнению с прошлым годом снизился - 62,5 процента против 63,9.
Не сильно порадовали и результаты по остальным предметам. К примеру, средний балл по математике в 2013 был 49,6 процента, а в 2014 – 39,6, по физике – 54,6 и 45,7 соответственно, по литературе 59,9 и 54 и так далее.
Надо отметить, что воронежские школьники на общероссийском фоне выглядят весьма достойно. По результатам ЕГЭ по русскому языку в регионе средний балл вырос 64,78 2013 года до 65,06 2014. Экзамен сдавали почти 11 тысяч человек. Только 27 из них получили высший балл – 100. Это притом, что 63 человека не преодолели минимальный порог 24 балла.
Однако радоваться особо нечему. Вспомним, что если бы Министерство образования и науки не снизило минимальный балл ЕГЭ по русскому с 36 до 24, то тест провалил бы каждый пятый выпускник. Показатель, надо сказать, внушающий. И суть даже не в том, что задания слишком тяжелы, а в общей тенденции снижения уровня знаний. Речь ведь идёт не только о воронежцах, а обо всех российских выпускниках.
Впрочем, гадать, что помешало будущим студентам (большинство ЕГЭ-сдающих ринутся поступать в вузы), можно сколько угодно. Пугают лишь исследования российских, в том числе и воронежских, журналистов. Интернет переполнен видеороликами, на которых мальчики и девочки – выпускники - не могут ответить на элементарные вопросы школьной программы.
Можно проследить тенденцию, как количество правильных ответов тает год от года с момента введения ЕГЭ. Саму «американскую» систему проверки знаний не раз хаяли и педагоги и психологи. Но правительство РФ невзирая ни на что продолжало внедрять методику с крестиками и компьютерной проверкой, пока тесты окончательно не врезались в сознание, как детей, так и педагогов. Смирились и психологи, и прочие эксперты.
Цели-то, надо сказать, были благие – борьба с коррупцией в вузах. Вступительные экзамены, которые успешно покупались и продавались, практически исчезли. Теперь вузы принимают результаты школьных ЕГЭ, которые превратились едва ли не в единственный критерий оценки знаний.
Возможно, коррупция и ушла из вузов (речь идёт исключительно о поступлении), но на несколько лет она прочно укоренилась на уровне школ. Покупать и продавать начали результаты ЕГЭ, возможность списать, банальную помощь ревизоров экзамена конкретным выпускникам, родители которых «подсуетились», «договорились».
В этом году такой вариант не прошёл. Правительство продолжило борьбу с коррупцией, но уже в школах. Огромные деньги ушли на ужесточение контроля: видеокамеры, металлодетекторы, обучение наблюдателей. Только Воронежская область раскошелилась на 2,3 миллиона рублей.
Оправдали ли себя затраты? Детей нещадно выгоняли с экзамена за сотовые телефоны и шпаргалки. Наверное, коррупции, действительно стало меньше. Возможно, отчасти и из-за этого снизился средний балл по ряду предметов. Возможно, отчасти из-за этого и пришлось опускать минимальную планку по русскому.
Опять же благие намерения, но есть, как обычно во всём этом одно «но». Уже после сдачи экзамена, на уровне города мэр Александр Гусев воскликнул, что, оказывается, на результаты теста повлияло психологическое давление на выпускников после ужесточения контроля. Градоначальник даже предложил обсудить этот вопрос в профессиональном сообществе. Вспоминается пословица: «после драки кулаками…».
Действительно, детей, как заключённых, обыскивали. За ними в маленькие мониторчики наблюдали сотни жаждущих справедливости, и просто любопытных глаз. А тест-то требует концентрации. Не думали ли политики и чиновники, которые не покладая рук, борются с коррупцией, о психологическом давлении? Вряд ли. Скорее закрывали глаза или же ещё что-то.
Между тем 1997-1998 годы были пиком падения рождаемости, демографической ямы. Число выпускников школ практически сопоставимо с количеством бюджетных мест в государственных вузах. Нужны ли России отличники с высокими баллами по ЕГЭ? К тому же чиновники разных уровней не раз заявляли, что стране необходимы слесари и сварщики, а не ученые, юристы или экономисты.
В конечном итоге региональные и муниципальные власти по указу федерального центра бесконтрольно тратят миллионы на контроль над экзаменами вместо того, чтобы сэкономить лишнюю копейку на повышение качества образования. Страшно подумать, как пройдёт ЕГЭ-2015. Может быть, за спиной каждого выпускника будет стоять свой собственный наблюдатель с камерой в зубах и металлодетектором в руках.
Комментарии