«Ничего личного – только регламент!»
Волна свершившихся и ожидаемых кадровых изменений как в мэрии, так и в облправительстве в связи с избранием Александра Гусева воронежским градоначальником, уже названа «торжеством технократии». Неужели в этом и состоит ключ к кадровым решениям в нашей области?
С учетом того, что связка губернатор – мэр крепка как никогда, действительно, следует ожидать проведения единой кадровой политики на обоих уровнях власти. И получается, что идеальным управленцем в наших краях является робот Вертер из фильма «Гостья из будущего», действующий строго по инструкции и руководящий такими же андроидами. Ведь технократия, если говорить популярно, – это власть специалистов, экспертов, инженеров, которые при организации работы опираются преимущественно на научные знания и исключительно на рациональный подход. Ничего личного - только регламент.
Однако для достижения результата иногда требуется не только командовать и выполнять распоряжения, но договариваться и переубеждать, в том числе и собственное руководство, проявлять инициативу и лидерские качества. В конце концов даже робот Вертер писал стихи. И неужели Алексею Гордееву, а вслед за ним и Александру Гусеву, требуются лишь дисциплинированные исполнители, «чистые» технократы? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить принципы, которыми руководствуется глава области в своей кадровой политике. Надо отметить, за последние годы они претерпели существенные изменения.
Известность и поддержка влиятельной группой интересов
В начале своего правления губернатору приходилось избегать различных политических рисков, один из которых – отторжение его фигуры региональной элитой. Поэтому основными критериями подбора кадров на руководящие посты были известность и авторитет назначенца в местном истеблишменте и поддержка его кандидатуры какой-либо влиятельной группой интересов (финансовых кругов, «старой бюрократии», директорского корпуса и т.д.). По такому принципу приглашение в команду получил и начавший карьеру госдеятеля с руководства «промышленным» департаментом Александр Гусев (ранее – глава городского Совета промышленников и гендиректор «Воронежсинтезкаучука»). Даже одиозный «Родной Воронеж» в первом составе правительства Алексея Гордеева имел своего ставленника - зампреда облправительства по «социалке» Галину Агапову, которую с бывшим мэром Сергеем Колиухом связывало комсомольское прошлое и работа в горадминистрации на аналогичном посту.
Только незначительную часть назначенцев, брошенных на наиболее коррупциогенные участки, составляли люди, которые не пользовались известностью в элитных кругах, но которых давно и с хорошей стороны знали сам губернатор или его близкие знакомые. К ним предъявлялось только одно требование – хотя бы минимальная компетентность в вопросах подведомственной сферы. Из таковых в региональных органах власти самым заметным сейчас является зампред облправительства - руководитель департамента имущественных и земельных отношений области Максим Увайдов (ранее – директор правового департамента Минсельхоза). А в свое время самым влиятельным в этой группе, безусловно, был экс-зампред облправительства Александр Песов.
Во власть приглашают в зависимости от заслуг
По мере укрепления позиций губернатора, прежде всего - в связи с ростом общественной поддержки, его кадровая линия стала претерпевать значительные изменения. Появился общий для всех кадровых решений принцип, противоположный предыдущей установке - кандидат на высокую должность не должен быть связан с группами интересов ни внутри элиты в целом, ни в подведомственной отрасли в частности. Яркий пример – нынешний руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области Елена Ищенко, которая до своего назначения летом текущего года трудилась проректором по учебной работе ВГУ и напрямую не была связана с культурной сферой региона.
Теперь к первому типу назначенцев относятся люди, которые проявили себя внутри региональной системы власти: на глазах главы области или даже под его началом. Ранее заполнять вакансии высших руководителей «своими» было чем-то сродни табу. Первой ласточкой стал, пожалуй, Василий Тарасенко, перешедший в 2010 году на пост руководителя департамента по развитию муниципальных образований области с должности руководителя оргуправления правительства. Другие примеры: второе назначение Александра Гусева (вице-губернатором - первым зампредом облправительства), приход Сергея Куприна на должность зампреда облправительства – руководителя департамент архитектуры и строительной политики области (ранее руководил подведомственным казенным предприятием «Единая дирекция капитального строительства и газификации») и т.д.
Второй тип назначенцев составляют те, кто достиг успехов вне региональной системы госвласти, чему есть неоспоримые подтверждения. И не важно, имеют ли они отношение к региону, известны ли они в элитных кругах. К таковым, например, можно причислить зампреда облправительства Алексея Беспрозванных, сделавшего блестящую карьеру в ОАО «МТС».
При кадровом отборе утратили важность и личное знакомство с Алексеем Гордеевым, и известность в элите. Стало даже противопоказано наличие поддержки со стороны определенных групп влияния. А эффективность, успешность управленца вышли на первый план. Но, как видим, ни вначале, ни впоследствии Алексей Гордеев при принятии кадровых решений не использовал технократический подход, согласно которому «подкованность» в узкоотраслевых вопросах и дисциплина важнее лидерских качеств и инициативы. Нынешний кадровый стиль губернатора можно охарактеризовать как меритократию, которая означает приглашение людей во власть в зависимости от их заслуг.
Оптимальный вариант перераспределения власти
Осуществление кадровой политики на принципах меритократии возможно только при формировании органов власти сверху (путем назначения), а не снизу (путем избрания). Ведь надо знать о руководителе по его работе, а не по предвыборным плакатам. А это оправданно только при том условии, что лицо, принимающее кадровые решения, действует исключительно в интересах общества, большинства граждан, а не из узкокорыстных побуждений. В противном случае получается плутократия (правление коррупционеров), т.е. полная противоположность меритократии. Возможно, пресловутые фильтры, когда в кадровый процесс включаются осведомленные люди (эксперты или депутаты), позволяющие формировать правящий класс одновременно и сверху, и снизу, - это оптимальный вариант перераспределения власти.
И, надо сказать, губернатор Алексей Гордеев такой фильтр давно ввел. Ведь неизменным в его кадровой политике осталось одно – все кандидатуры он, как правило, согласовывает с представителями тех сообществ и отраслей, с которыми предстоит иметь дело его назначенцам. Поэтому в кадровом вопросе сейчас правильнее было бы говорить о торжестве меритократии, а не технократии.
Комментарии