Практически каждую неделю в сводках ГИБДД можно узнать об очередном ДТП с участием городских маршруток. То на днях на Остужевском кольце столкнулись два ПАЗа, пытавшихся обогнать друг друга. То на проспекте Революции водитель затормозил так, что стоявшая в салоне женщина покатилась по полу. Сегодня, наверное, уже каждому понятно: в транспортной сфере надо срочно наводить порядок.
Ее состояние с каждым годом вызывает все больше нареканий у пассажиров, и все чаще угрожает их жизни и здоровью. Для извлечения максимальной прибыли автобусы и маршрутки эксплуатируются буквально на износ: в их ремонт вкладывают средства лишь тогда, когда они не способны заводится. На линии выходят машины с изношенными двигателями, неплотно прикрывающимися дверями, стертыми тормозными колодками. Про соблюдение элементарных гигиенических норм никто даже не вспоминает: грязь в салонах, «сдохшие» или отсутствующие системы вентиляции, ободранные сидения - это, по сути, сегодняшняя норма для пассажирского транспорта. Хамство водителей маршруток по отношению к пассажирам, несоблюдение ими элементарных правил ПДД на дороге - стали просто повседневностью.
Критический подход
Логично, что три основных претендента на пост мэра Воронежа - Гусев, Кудрявцева и Ашифин - активно используют транспортную тематику в своих статьях, заявлениях и при общении с избирателями. Но насколько эти слова можно считать реальной программой будущих действий?
Галина Кудрявцева считает транспорт одним из своих политических «коньков». Не случайно она добилась включения себя в спецкомиссию гордумы по внесению изменений и дополнений в долгосрочную программу: «Развитие городского пассажирского транспорта на период 2010-2014 годов». Впрочем, специфика Кудрявцевой в том, что она является эффективным критиком, как существующих, так и предлагаемых моделей управления любым сегментом городского хозяйства. Галина Александровна достаточно быстро видит «проблемные точки» и акцентирует внимание народных избранников и населения именно на них. Но стратегический минус Кудрявцевой, как политика, это отсутствие системных предложений по решению существующих проблем. Она знает, как «не надо» делать. А вот на вопрос как «надо» Кудрявцева отвечает лишь общими фразами и не привязанными к реальности лозунгами или клише.
Кандидат Ашифин посвятил транспорту на своем агитационном сайте целый раздел. Впрочем, большая часть содержащейся там информации - попытка сыграть на ностальгических нотках воронежцев за счет описаний эффективной работы транспорта времен СССР. Но что же намерен предпринять для решения транспортной проблемы Ашифин, в случае избрания его мэром? Собственных предложений у него нет - он лишь повторяет то, что уже давно озвучено экспертами, работавшими над перспективами решения транспортных проблем Воронежа по заказу команды прежнего мэра.
Ключевые направления преобразований
А вот в программе у Александра Гусева есть свежие мысли.
- Кроме отсутствия элементарной культуры и профессионализма у водителей, технического износа подвижного состава и хаотичности маршрутной сети, у городского транспорта есть еще одна системная проблема, - считает вице-губернатор. - Непрозрачность финансовых потоков в данной сфере бизнеса. Уже долгие годы пассажиры не обилечиваются, а деньги не проходят через кассу. Владельцы маршрутов официально «показывают» нам 250 млн.перевозок в год. Хотя элементарная математика говорит о 350-365 млн. И речь не только о том, что город теряет колоссальные налоги: подобная ситуация начинает развращать людей, которые полузаконными способами зарабатывают деньги.
Что касается мер по наведению порядка, то Гусев предлагает, прежде всего, оптимизировать маршрутную сеть, чтобы уйти от параллельных направлений, провоцирующих «гонки за пассажиром». Создать диспетчерскую службу, контролирующую время и качество работы частников. Важнейший пункт программы Гусева - масштабное обновление парка: на линии в ближайшие два-три года должно выйти до 500-600 большегрузных автобусов и троллейбусов, имеющих не более пяти лет износа. Также среди намеченных кандидатом задач - привлечение в сферу пассажирского транспорта вежливых, профессиональных водителей, при параллельном контроле за тем, чтобы владельцы маршрутов не пытались использовать своих сотрудников за рулем дольше положенного времени.
Но насколько реально «убедить» частников провести все эти реформы?
- Они работают по заданию городской администрации, - объясняет Гусев. - Мэрия определяет маршруты, проводит конкурсы. Поэтому необходимо просто задать нормальные критерии участия в этих конкурсах, которые позволили бы прийти в город новой технике и подготовленным водителям.
В его программе есть и еще ряд важнейших пунктов, касающийся данной темы. Среди них, увеличение доли муниципального транспорта на рынке города с 5-7 до 20 процентов, формирование системы льготного и бесплатного проезда для социально незащищенных слоев населения, а в пяти-семилетней перспективе - начало проектирования легкого метро в Воронеже.
…Что ж, «маршруты» кандидатов в транспортной сфере достаточно понятны. Теперь каждый из воронежцев должен решить, какой из них больше всего подходит именно ему.
Комментарии