Голодные игры ополчения

Голодные игры ополчения
Голливуд подсмотрел актуальную историю России

«Голодные игры 3» - долгожданная премьера, история становления англо-саксонской  Дайенерис Таргариен в исполнении Дженифер Лоуренс, захватила многих. Однако после просмотра третьей части рискует остаться в недоумении не только свежий зритель, но и тот, кто знаком с первой и второй.

- Я прочитал эту книгу и понял - она не про приключения, а про что-то другое,  - говорит матрос матросу в «Кинг Конге» Джексона, когда их посудина приблизилась к острову Черепа.

Во-во, «Сойка-пересмешница» совсем не про «голодные игры», а про «что-то другое». К слову, у кинофраншизы тоже есть литературный источник – это романы (детской?) писательницы Сьюзен Коллинз. Но, во-первых, кто сейчас читает книги? У меня вот с 2007 года лежит книжка миссис Коллинз про Грегора и Подземелье, но я так и не удосужился почитать её детям. Во-вторых, книга никогда не расставляет все точки над «i» в кино. (Особняком стоят голимые подстрочники вроде «Мастер и Маргарита» Бортко, которые и кино не являются, и дух истории режут на корню, как маэстро марши по заказу бегемотов).

В чём принципиальное различие книги и кино? В романе подлинность персонажа обеспечивает его имя, в кино – лицо. Можно сказать, что «Голодные игры» - это кино про лицо Дженифер Лоуренс, изображающей воительницу Китнисс, и вы будете недалеки от истины. Камера подолгу задерживается на Лоренс, потому что это главное достояние отчётного кино. Другие интересные мега-актёры - Дональд Сазерленд (лицо власти) Филип Сеймур Хоффман (лицо политтехнологии), Вуди Харрельсон (лицо просто хорошего парня) Джулиана Мур (лицо президента ополчения) –словно специально ушли в тень. Харизматичный Харрельсон вообще появляется в кадре два с половиной раза, а обычно заметная Джулиана Мур весь фильм ходит, будто припорошенная пеплом. Эксклюзивность Лоуренс только подчёркивают её не слишком выразительные партнёры по любовному треугольнику – Хатчерсон и Хемсворт. Если угодно даже интимные селфи Дженнифер Лоуренс (даром, что там обнажились многие голливудские «звёзды»), что попали к хакерам этим летом в результате взлома сервиса от компании Aplle — iCloud, можно встроить в промо «Голодных игр».

Только вот никаких «Голодных игр» больше нет. Красивые и жестокие подростки больше не убивают друг друга на постиндустриальной арене – в память о подавленном более 70 лет назад восстании народа против Капитолия. О первых двух частях важно знать, что именно на «играх», которые служили  источником массового развлечения, Китнисс (Лоуренс) стала любимым гладиатором и народа, и элиты, а заодно и символом Сопротивления, которого ещё не было. В третьей части противоборствующие лагеря уже размежёвываются открыто и экс-лейб-политтехнолог президента вовсю трудится в штабе ополчения над образом Китнисс.  

Выясняется, что Сопротивление всё-таки было. Как и положено пряталось в подполье, глубоко под землёй (привет, «Матрице»). Только здесь не фантастика, а как будто нарочитый реализм.

- Для нас та война никогда не прекращалась, - говорит едва очухавшейся Китнисс начальник службы безопасности подполья. Представьте, как если бы мы, спустя 75 лет после начала Великой Отечественной узнали, что где-то до сих пор держит фронт партизаны бывшей Красной Армии. Вот тут примерно такого рода эффект.

Могучее и безжалостное правительство, с одной стороны, мифическое ополчение, с другой - ведут информационную войну вокруг образа Китнисс и её напарника и официального возлюбленного Пита (Хатчерсон). Всё это занимает  98 процентов экранного времени. Китнисс соглашается стать иконой ополчения только после посещения разбомбленного родного посёлка, а Пит, захваченный Капитолием по итогу последней «голодной игры», даёт по ТВ коллаборационистские интервью с призывами к «перемирию в бессмысленной гражданской войне». Под «амфетаминами», разумеется. Ещё есть ополченец Гейл, тоже парень Китнисс, этот о перемирии и слышать не хочет, готов идти хоть на Капитолий, хоть на Киев. Да, любовный треугольник на этот раз модифицируется в политическое противостояние, которое более чем актуально для отечественного зрителя. Хотите – ловите автора рецензии на приверженности одной теме, но тут всё очевидно не только для меня.

- О том, что реалии тоталитарного государства Панем задевают в душе русского человека какие-то знакомые струны, сказано уже предостаточно — и когда тамошний президент записывает телеобращения о стабильности и властной вертикали, трудно не заерзать в кресле. В то же время все неблагополучные страны похожи, и каждый смотрит со своей колокольни — в конце концов, ничто не мешает жителям Донецкой народной республики увидеть в Китнисс Игоря Ивановича Стрелкова, - пишет известный критик  Станислав  Зельвенский (впрочем, есть одно существенное различие: Китнисс не расписывается в глубоком почтении ни к одному из президентов).

 Станислав  Зельвенский не удерживается от замечания:

- Но если есть государство, в котором вопросы сепаратизма и гражданских войн давным-давно не стоят на повестке дня, то это США — тем удивительнее сам факт существования «Голодных игр»…

Вот если бы в США вознамерились честно снять новейшую историю постсоветского пространства (без космонавтов в ушанках и медведей у Мавзолея), то самой близкой к первоисточнику оказалась бы данная стилизованная экранизация. Руины восставших дистриктов – это посёлки Донбасса, даже краски природы узнаваемы. И даже взрыв гидроэлектростанции Панема тут же вызывает в памяти Саяно-Шушенскую ГЭС, а вдруг и там причины были не только техногенные?

Однако Голливуд всего лишь добросовестно экранизирует родившуюся в голове писательницы историю, замешанную на греческих мифах и воспоминаниях отца – военнослужащего армии США.

Подозреваю, что здесь, как во многих подобных блокбастерах (например, «Дивергент») реализуется модный феминистский манифест. ГГ – девушка высший класс, президентша восставших – тоже не до конца увядшая Джулиана Мур, даже среди ролей второго плана выделяется Элизабет Бэнкс, которая в паре с Харрельсоном в двух репликах даёт больше эротического подтекста, чем Китнисс со своими поклонниками за весь фильм:

 – А ты без макияжа красивее…

- И ты мне больше нравишься трезвым.

Самый плохой герой (президент Сноу) – это дряхлеющий дед, которого бреет молодая женщина и ранит до крови. Это всё довольно прозрачная семиотика.

И Китнисс-Лоуренс как символ, конечно, уже недоступна обычным мужчинам из плоти и крови. Она преисполнена духом священной войны, потому и «голодным играм» как зрелищу, цементирующему социум со времён Древнего Рима, здесь больше нет места. Кстати, при желании авторы франшизы могли бы подать, скажем, операцию по освобождению ополченцами Пита в формате прежнего экшена, но только - игры закончились. А настоящие спецоперации не особо зрелищны, вот так пустят в помещение газ и - всё. И потому посещение Китнисс госпиталя в кампании  полевого командира (женщины, разумеется) занимает в кино больше места, чем дуэль с самолётами.

Что увидит в «Голодных играх 3» неангажированный зритель, пришедший поразвлечься? Некую историю без начала и конца. О том, как девочка ждала-ждала мальчика, а он её при встрече чуть не задушил.

Что со всем этим делать, девочка будет решать в продолжении, осенью 2015 года. Ей предстоит приводить в порядок/исправлять как мальчика, так и мир вокруг. Лучше конечно править мир без применения оружия, но, бывает, искривление достигает такой степени, что без оружия уже нельзя. Вот только когда линза немного выпрямится…

- Вы хотите изменить мир? А у вас есть оружие? Нет? Тогда вы ничего не измените,  - предупреждал легендарный Рембо-Сталлоне пацифистов, отправляющихся в ад на земле.

«Голодные игры 3» провоцируют вопросы, далёкие от киноискусства. Например, каким образом сюрреальный и во многом наивный вымысел писательницы из Коннектикута умудрился вложить персты в открытые раны живущих на седьмой части суши? Где тут кончается фильм и начинается документалка под мощный саундтрек Джеймс Ховарда? Ведь кино о Сойке-пересмешнице обрывается не на чём не из-за того, что «продолжение следует». А потому что исходная история продолжается после выхода зрителя из кинотеатра. И не исключено, что мы успеем почувствовать себя в шкуре героев кино до выхода на экраны финальной серии.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.