«Матерные слова от девушек звучат особенно отвратительно»
Во вторник, 19 марта, Госдума приняла в третьем окончательном чтении законопроект о запрете мата в СМИ. Соответствующие поправки будут внесены в закон «О СМИ» и Кодекс об административных правонарушениях. Для граждан установили штраф в 2-3 тысяч рублей с конфискацией предмета правонарушения, должностным лицам придется выложить от 5 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 тысяч до 200 тысяч рублей. Сейчас за матерную брань можно привлечь к ответственности по двум его статьям – «Оскорбление» (штраф для граждан от 1 до 3 тысяч, на юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей, а за публичное оскорбление — для граждан от 3 до 5 тысяч, на юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей) и «Мелкое хулиганство» (от 500 до 1 тысячи рублей или арест до 15 суток). Логика закона – СМИ это тоже публичное пространство, поэтому мат в нем должен быть запрещен, как и в общественных местах.
Новый механизм стоит считать продолжением линейки законов, принятых Думой, избранной в декабре 2011 года, с целью оградить общество от вредной информации и вредного воздействия. В этом же ряду стоят законы «О защите детей от вредной информации», «О запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних», «Об иностранном финансировании НКО», «Закон Димы Яковлева».
Сразу скажу, что, как и остальные вышеперечисленные законы, считаю меры по запрету мата в СМИ абсолютно правильными. За последние 20 лет в России сформировалось поколение – от подростков до вполне взрослых людей – для которых мат стал нормой обиходной речи. Подрастающее поколение вообще часто не видит в мате ничего ПЛОХОГО и даже защищает свое право ругаться. И ключевую роль в формировании столь извращенного мировоззрения сыграли именно СМИ.
Действительно, если кумиры молодежи - Ксения Собчак, Сергей Зверев, герои программы «Дом-2 и ей подобных - в своей речи в телеэфире щедро используют многоэтажные матерные конструкции, пусть и запикиваемые, то почему молодежь не будет считать это нормой? А с развитием интернет-телевидения на таких «ресурсах», как, например, КонтрТВ или +100500ТВ, журналисты и приглашенные вообще употребляют больше матерных слов, чем цензурных. И без всякого запикивания! Плюс отборные ругательства в популярных фильмах - например, ДухLess. В популярных современных книгах по несколько матерных слов на каждой странице. В итоге среди молодежи становится нормой выражать свое мнение, причем публично в письменной форме в социальных сетях и блогах, словами, что они так часто слышат от тех телеперсонажей, которых они в силу своего возраста уважают и превозносят. При этом нередко без угрызений совести и ощущения какой-либо вины.
Что самое ужасное – публично ругаются молодые девушки, от которых подобные слова звучат особенно отвратительно.
Более того, считаю, что законодатели могли бы пойти дальше и ограничить в СМИ не только матерную, но и грубо-экспрессивную лексику, которой тоже в нашем информационном пространстве хватает. Хотя частично эту задачу решает закон о защите детей от вредной информации.
Разговоры о том, что нет исчерпывающего списка запрещенных слов, не имеют смысла. О там, какие выражения считать матерными, сомневающимся расскажет любой слесарь из их ЖЭКа. Суды с помощью экспертов-филологов будут создавать прецеденты, которые ответят сомневающимся юридически. Хорошо, что новый закон акцентирует проблему. Ведь и по действующему законодательству были прецеденты даже возбуждения уголовных дел за мат в СМИ по статье «Хулиганство» - в 1995 году против Дмитрия Быкова и Александра Никонова за приложение «Мать» к журналу «Собеседник», где публиковались определенные слова и выражения. Только этим, увы, никто не занимался.
Новый закон не распространяется на сегменты Интернета, которые не являются СМИ. Но Интернет – это отдельный разговор и сфера, которой тоже надо заниматься. У сообщества интернет-блогеров было немало времени, чтобы путем самоорганизации выработать правила, по которым ругаться матом стало бы немодно, а модным стало бы говорить прилично. Но субъекты блогосферы, особенно столичной, в основном, люди либеральных взглядов, наоборот сформировали среду, в которой ругательства стали общим местом.
Русофобская же часть либеральных блогеров, тоже немалая, вообще радуется планомерному загрязнению русского языка. Один из самых популярных либеральных блогеров Артемий Лебедев решил не мелочиться и летом прошлого послал на три буквы Бога, чем вызвал рукоплескания своих почитателей. Поэтому матерщиной в Интернете тоже надо заниматься законодательно – как с помощью действующих юридических мер, так и с помощью новых механизмов. И речь идет не только о социальных сетях, но и сайтах, которые официально не зарегистрированы как СМИ, но по сути таковыми являются. А вообще - в социальных сетях умей выразить свое мнение культурными словами. Мои «фолловеры» знают, что я веду свой твиттер «от топора», часто предельно жестко, но никогда не употребляю матерных выражений.
В США телесеть оштрафовали на $1,2 млн за показ голых проституток и стриптизёрш
Теперь о том, как с этим обстоят дела за границей. В США в эфире серьезных телекомпаний и в газетах употреблять слова из четырех букв непринято. Можно объяснить это саморегулированием, а можно и тем, что СМИ знают, что за неприличные и пошлые сюжеты и выражения они будут наказаны деньгами.
Так, например, в 2004 году сеть Fox была оштрафована американским регулятором в сфере телекоммуникаций FCC на рекордную сумму в 1,2 миллиона долларов за показ в программе «MarriedbyAmerica» голых проституток и стриптизерш, намазанных взбитыми сливками.
В то же время в июне прошлого года Верховный суд США отменил штрафы, наложенные на CBS и ABC8-9 лет назад за непристойное поведение звезд шоу-бизнеса в прямом эфире - обнаженная грудь Джанет Джексон, ругательства Боно, Шер и Николь Ричи, заявив, что телесети не могут нести ответственности за это. Какой тенденции в американских СМИ даст импульс это решение – покажет ближайшее будущее. В голливудских фильмах, как известно, ругаются много. А раньше не ругались.
Тяжелая ситуация с матерщиной в СМИ сложилась в Великобритании, где даже качественная газета Guardian употребляет слово из четырёх букв на букву «F» в среднем 700 раз в год, а ее воскресное приложение Observer дополняет количество до тысячи. Ругаются матом Times и Independent.
BBC несколько лет назад вынуждена была извиняться за нецензурную брань Робина Уильямса в своем прямом эфире. На днях в Великобритании было представлено новое «джентльменское соглашение», согласно которому в их стране появится новый медиарегулятор (на смену Комиссии по жалобам на прессу). Он будет иметь полномочия штрафовать за неэтичные публикации на суммы до миллиона фунтов. Но в тексте говорится о клевете, оскорблениях, вмешательстве в частную жизнь. О нецензурных выражениях ни слова.
Наиболее часто ругательства встречаются на частных каналах в Италии и в Латинской Америке, где аудиторию к этому вполне приучили, и серьезных возмущений по этому поводу не встречается. В Азии матом в СМИ не ругаются – начиная от арабских стран, заканчивая капиталистическими западного стиля - Японией и Южной Кореей. По причинам как моральным, так и правовым.
Замечу, что в англоязычных странах матерные выражения фактически стали частью литературного языка, близко к этому стоят испанский и итальянский языки. Такой эклектики мата и общепринятых речевых норм, как в русском, нет ни в одном языке с более или менее серьезным количеством носителей. Матерные слова, как правило, заимствованные и чуждые русской культуре (в русской религиозной традиции брань даже считается способом связи с нечистой силой), по-прежнему являются в приличном обществе символом бескультурья и невежественности. Но если существующее положение вещей не переломить, то литературный русский язык может ждать судьба катастрофического загрязнения нецензурными словами.
«Сначала стань классиком, а потом ругайся!»
Действие нового российского закона не будет распространяться на произведения классики. Кто-то скажет: «Как же – и классики ругались. И Пушкин ругался!». Да, бывало, ругались. Только ты сначала стань классиком, чтобы позволить себе иногда выругаться. Да и вообще – я далеко не ханжа – в мужской компании бывает, что без крепких слов и выражений не разберешься. Ругайся и у себя на кухне, если домашние не против (хотя лучше без этого). Есть и общественные места, где мат был и останется – стадионы, например. Верно ведь говорят: «Футбол без мата, что война без автомата». Но в СМИ, которые должны быть эталоном речи, мата быть не должно. Здесь мое мнение однозначно.
Если кому-то показалось, что моя колонка морализаторская – так тому и быть. Но с публичной матерщиной надо бороться – чего и всей прогрессивной общественности желаю.
Владимир Сапунов, доктор филологических наук, профессор (факультет журналистики ВГУ).
Комментарии