В субботу, 10 сентября, в Воронеже приехал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, который на площадке ВАСО провел совещание на тему «О ходе выполнения заданий государственного оборонного заказа организациями оборонно-промышленного комплекса Воронежской области в 2016 году». Тема звучит грозно, мобилизационно, но на самом деле, речь шла не о подготовке этого специфического промышленного сектора к войне, напротив, Рогозин заявил, что одна из основных задач, стоящих перед предприятиями ОПК - создание на их основе высокотехнологичного гражданского производства.
- После 2020 года, - пояснил вице-премьер, - мы пройдем основной этап перевооружения армии. И такого мощного финансирования в рамках гособоронзаказа уже не будет. Вы должны подумать, как использовать уже вложенные в обновление и наращивание возможностей средства, полученные современные технологии и кадровый потенциал, чтобы насытить рынок высокотехнологичной гражданской продукцией.
В ходе совещания Рогозин даже предложил наиболее перспективное направление этой конверсии - производство техники для сферы здравоохранения. С его слов, государство ежегодно тратит на закупку медицинской техники 300-350 млрд рублей, а суммы затрат на лекарственные препараты еще больше.
Очевидно, что эта правительственная инициатива вызвана тем обстоятельством, что федеральная казна уже не в состоянии тратиться на закупки импортного оборудования, а в перспективе – не готова финансировать и могучий оборонный комплекс страны в привычном объеме. И этот посыл – выпускать продукцию, востребованную на отечественном рынке, - означает, что директора предприятий, привыкшие к работе в рамках регулярного госзаказа, должны начать думать иначе – как предприниматели.
И это касается очень многих людей. Ведь, по словам губернатора Алексея Гордеева, сегодня в Воронежской области напрямую на гособоронзаказ работают 21 организация и еще целый ряд предприятий - по кооперации. Общее число работников этой отрасли – более 31 тыс. человек. По итогам 2015 года региональные предприятия ОПК произвели продукции в общей сложности на 60 млрд рублей. В общей массе продукция предприятий оборонки составляет 17% от продукции промышленных предприятий области. И именно в этом секторе, со слов губернатора, сложился наиболее высокий уровень зарплат.
И всем им придется вскорости перестраиваться.
- Сегодня Дмитрий Олегович поставил новую задачу, - заявил Алексей Гордеев, – как параллельно развивать гражданскую продукцию. Принципиально интересная для нас задача, она связана как с нашим внутренним потреблением, так и с горизонтальными связями с другими регионами России, мы видим здесь громадный потенциал.
Осталось, чтобы этот потенциал разглядели и руководители воронежской оборонки.
В ходе экскурсии по авиазаводу Дмитрий Рогозин обратил внимание дирекции ВАСО на необходимость производства Ил-96-400, представляющего собой удлиненный почти на десять метров «вариант» Ил-96-300. За счет перекомпоновки пассажирских кресел в салоне будет 370 (при наличии бизнес-класса) или более 400 мест (эконом-вариант). Ил-96-400 призван стать основным отечественным лайнером для дальнемагистральных перелетов на период, пока не будет поставлено на поток производство нового конкурентоспособного пассажирского самолета с двигателем высокой мощности.
- Наши авиакомпании, - рассказал Рогозин, - перестали эксплуатировать отечественные пассажирские самолеты из-за топливной неэффективности. В бизнесе всегда считают, сколько потрачено топлива на одного конкретного пассажира, и получается, что нашим пассажирам, летающим на наших же самолетах, приходится переплачивать за билет, по сравнению с полетом на «боингах» или «эйрбасах». На период создания лайнера с новым двигателем появляется Ил-96-400, отвечающий требованиям авиакомпаний по нагрузке на одно кресло по топливу. Плюс мы полностью делаем собственный салон, тем самым удешевляя производство. Ил-96-400 может закрыть основные потребности как по дальнемагистральным полетам, так и по чартерным рейсам на курорты в летний сезон.
Вице-премьер также добавил, что федеральное финансирование выделено также на создание Ил-114, призванного «закрыть» межрегиональные перелеты дальностью 1, 5 тыс. км. Его вместимость – порядка 70 пассажиров, и при этом самолет сможет садиться не только на полосу, но и на грунт, снег и лед.
В общем, и этот пример конверсии пока тоже не может обойтись без госзаказа.
Автор: Семен Охлопков
Комментарии