Начало весенней сессии верхней палаты парламента связано с подведением итогов работы профильных комитетов за прошлый год. Представитель от законодательной власти Воронежской области Сергей Лукин сообщил, что в 2016 году Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел, в частности, 79 проектов федеральных законов и законодательных инициатив субъектов РФ в области жилищно-коммунального хозяйства.
Сенатор подчеркнул, что приоритетами государственной политики в сфере ЖКХ являются обеспечение высокого качества жизни людей и формирование комфортной среды обитания.
В 2016 году Совет Федерации одобрил ряд законопроектов, в числе которых – закон о наделении органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке установленного норматива потребления коммунальных ресурсов в регионах. В соответствующие законодательные акты были внесены изменения, направленные на обеспечение защиты граждан от необоснованного роста платежей за коммунальные услуги.
Федеральными законами «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» и «О водоснабжении и водоотведении» были внесены коррективы, призванные решить проблемы в сфере обеспечения горожан коммунальными услугами. В частности, из структуры платы за содержание жилого помещения исключен платеж за тепловую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Сергей Лукин отметил, что новациями 2016 года в сфере ЖКХ стали изменения, внесенные в ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которым установлена новая норма – участие в них третьей стороны.
- Изначально договор концессии заключался между муниципалитетом и концессионером, что являлось одним из сдерживающих факторов для частного бизнеса, поскольку регион оставался как бы в стороне, хотя именно субъект РФ оказывает непосредственное влияние на формирование тарифов, - пояснил Сергей Лукин. - Но зачастую у муниципальных образований не хватает необходимых компетенций. Поэтому на федеральном уровне было принято решение, что концессионное соглашение станет трехсторонним.
По информации Минстроя, на данный момент в России заключено уже 1217 концессий с объемом инвестиционных обязательств 171,8 млрд. руб. В регионах, где работают концессии, зафиксировано сокращение аварий в теплоснабжении на 47%, в водоснабжении – на 21%, а потери сократились на 18% и 14% соответственно. Тем не менее, практика показывает, что для наиболее эффективного применения концессионных соглашений нормативная база требует дальнейшего усовершенствования.
В 2017 году Комитет будет акцентировать в своей работе внимание, в частности, на вопросах законодательного обеспечения расселения граждан из аварийного жилищного фонда, - продолжил сенатор. - Актуальность этой проблемы подтверждается необходимостью завершения до 1 сентября 2017 года переселения граждан из жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 года, а также – потребностью создания новых механизмов данного процесса применительно к аварийному жилищному фонду, который признан таковым после вышеуказанной даты.
Сенатор отметил, что целью государственной политики в сфере ликвидации аварийного жилья является создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах господдержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении.
По мнению законодателей, расселение аварийных домов должно происходить одновременно с решением задачи по созданию фонда жилья некоммерческого найма или арендного жилья. В частности, рассматривается возможность строительства арендного жилья, в котором не менее половины квартир будет предназначено для некоммерческого использования гражданами, переезжающими туда из небезопасных аварийных зданий. Квартплата в данном случае может начисляться по фиксированным на десятилетний срок арендным ставкам, чтобы реинвестировать арендные сборы в строительство других домов для таких же переселенцев.
В 2017 году в числе приоритетных направлений деятельности Комитета остаётся также национальный проект «ЖКХ и городская среда». В частности, планируется принять участие в разработке и продвижении в регионах отраслевой модели комфортной городской среды и системных изменений к подходам благоустройства в соответствии с выработанными стандартами развития российских городов разных типов. В новом бюджете выделено 20,5 млрд рублей на приоритетный проект по благоустройству. Благодаря этому решению, 72 субъекта получат целевые субсидии на благоустройство городских общественных пространств в административных центрах и малых городах.
Сергей Лукин добавил, что в 2017 году Комитет продолжит работу по законодательной поддержке модернизации жилищного фонда и совершенствованию законодательного обеспечения вопросов повышения качества и доступности предоставления коммунальных услуг.
Автор: Александра Дроздова
Комментарии