В четверг, 16 марта, правительство России одобрило проект закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот проект, как сказано в сопроводительных документах, предлагает «перейти от процедуры публичных слушаний к процедуре общественных обсуждений, которые могут проводиться и в интернете».
Напомним, что по действующим нормам, всякий градостроительный проект должен пройти процедуру публичных слушаний. Читатели интернет-газеты «Время Воронежа» знают, что в нашем городе эти слушания зачастую проходят очень бурно, поскольку город застраивается как бог на душу чиновникам и застройщикам положит.
При этом польза от публичных процедур очевидна. Во-первых, представителям власти всегда полезно встречаться лицом к лицу с людьми и объяснять им свои решения. Во-вторых, застройщикам тоже не мешает знать, что о них думают люди. В-третьих, если бы, например, не весьма темпераментные слушания по застройке воронежского яблоневого сада, не исключено, что никакого мошенничества с этой землей и не вскрылось бы.
Но у правительства РФ другой взгляд на вещи. По мнению чиновников, перевод обсуждения в интернет значительно повысит «уровень информирования граждан о градостроительном проекте», а «участие в общественных обсуждениях станет максимально удобным для жителей».
В общем, Кабинет министров проект одобрил, полагая, что это «расширит способы влияния граждан на принятие градостроительных решений, позволит привлечь к проведению общественных обсуждений максимальное число граждан с минимальными затратами времени и материальных ресурсов. Это позволит принимать более сбалансированные управленческие решения».
Мы попросили высказаться по поводу этого решения члена Общественной палаты Воронежа, регулярного участника многих публичных слушаний Константина Квасова.
- На мой взгляд, уходить от публичных процедур нельзя. Интернет – хорошее средство коммуникации, и обсуждения в Сети вполне годятся как дополнение к публичным слушаниям. А вот делать сетевые процедуры единственными – ни в коем случае нельзя.
По мнению Константина Квасова, это чревато тем, что в таком случае от обсуждения общественных вопросов будут отстранены несколько категорий граждан – пожилые люди, или те, у кого просто нет интернета.
- А самое главное, - говорит Квасов, - живое общение хорошо тем, что здесь возможен диалог. Это коллективное общение, в ходе которого, выслушав аргументы, человек может изменить свое мнение, или, напротив, убедить оппонента. И никакое сетевое общение этого не заменит.
И по действующему законодательству, отмечает Квасов, не запрещается направлять организаторам слушаний письменные замечания и предложения, которые должны быть учтены.
А если обсуждение в интернете станет ключевым моментом при принятии градостроительных проектов, то ничто не помешает заинтересованной стороне нанять пару «троллей», которые набросают столько мнений в поддержку застройщика, сколько ему будет нужно. Константин Квасов согласился, что такая опасность вполне реальна.
Понятно, что публичные слушания кажутся чиновникам муторной и бессмысленной процедурой. Они, как правило, заранее знают, каким должно быть решение, и тратить время на выслушивание мнений людей, от которых ничего не зависит, для них мучительно.
И, судя по решению правительства, мешает принимать «сбалансированные управленческие решения».
Автор: Герман Полтаев
Комментарии