В понедельник, 15 августа, коллегия Счетной палаты РФ обсуждала вопрос о том, как в Воронежской области используются государственные финансы, направленные в сферу дорожного хозяйства. Аудиторской проверке подвергся весь 2015 год и первое полугодие 2016-го. Как оказалось, благополучие в этой сфере, внушаемое посредством отчетов региональных чиновников, - мнимое.
Интернет-газета «Время Воронежа» уже неоднократно рассказывала, что служба подготовки отчетов в регионе поставлена блестяще. В чиновном мире вовремя поданный отчет, как известно, заменяет реальность. Однако, реальность все равно берет свое.
И на коллегии Счетной палаты прозвучало: в ходе проверки были выявлены факты, свидетельствующие о недостоверности отчетов об использовании межбюджетных трансфертов и достижении целевых показателей по приросту протяженности автодорог, направляемых департаментом транспорта и автодорог Воронежской области в Росавтодор. И приводится пример: согласно отчету департамента, в 2015 г. в эксплуатацию введены четыре объекта автодорог, законченных строительством, общей протяженностью 17,5 км. Но на момент окончания проверки на объекте (9 июня текущего года) разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов в департаменте отсутствовали.
Это очевидное надувательство: чиновники рапортуют наверх о выполненной работе, не исключено, что получают за это премии (или какие-нибудь еще преференции), а оказывается, что дело-то не сделано.
Вообще, по итогам федеральной коллегии Воронежская область выглядит крайне не симпатично. Самый мягкий вывод аудиторов: в регионе не обеспечивается эффективное планирование дорожной деятельности, направленное на реализацию мероприятий по развитию, модернизации, ремонту и содержанию существующей сети автодорог регионального значения.
Счетная палата ссылается на то, что более 60% жителей Воронежской областей, принявших в социологическом опросе, на вопрос «Как вы оцениваете решения органов власти по выбору перечня дорог для строительства и реконструкции?» заявили, что он не соответствует необходимым приоритетам и потребностям. Более 30% жителей области ответили, что ремонтные работы на воронежских дорогах - ненадлежащего качества, а более половины отметили, что ремонт не выдержал и трех лет.
Палата делает также отсылку на данные ГИБДД, согласно которым в 2015 г. количество ДТП, связанных с дорожными условиями увеличилось в регионе на 16%.
Аудиторы отмечают, что воронежские чиновники отличились низким качеством прогнозирования и администрирования доходов в Дорожном фонде, из-за чего в полном объеме для решения проблем в сфере дорожного хозяйства проверенных регионов фонд задействован не был.
Например, они прогнозировали, что в 2015 году доходы от акцизов на нефтепродукты составят 2,4 млрд рублей, а фактически поступило 3,8 млрд рублей. При этом в нашей области не выполняются требования федерального закона «Об автомобильных дорогах» в части планирования дорожной деятельности на основании нормативов финансовых затрат на капремонт и содержание автодорог. Нормативы эти вроде бы утверждены, но при планировании дорожной деятельности они практически не применяются. Кроме того, аудиторам так и осталось неясным, исходя из чего норматив затрат на содержание 1 км автомобильной дороги в Воронежской области утвержден в сумме 220 тыс. рублей.
Зато воронежский дорожный департамент отличился по другой части. На коллегии были отмечены различные нарушения и недостатки, допущенные при использовании межбюджетных трансфертов, которые были предоставлены в 2015 г. Воронежской области из федерального бюджета в размере 1,43 млрд рублей. Проверка выявила, например, случай, когда департаментом проводились работы по укреплению обочин щебнем в то время, когда данный участок находился на реконструкции, что свидетельствует об оплате одних и тех же работ в рамках двух госконтрактов.
Также аудиторы установили, что в департаменте транспорта и автодорог нарушали федеральный закон о контрактной системе и в части изменения условий государственных контрактов на общую сумму 85 млн рублей.
Кроме того, в нарушение федеральных нормативных актов департамент в прошлом году из состава незавершенного строительства исключил три объекта недвижимого имущества (разрешения на ввод которых отсутствовали) на общую сумму 163,4 млн рублей и включил их в состав основных средств, что привело к искажению показателя бухгалтерской отчетности (вложения в недвижимое имущество учреждения) более чем на 10%.
И при этом по состоянию на 1 января 2016 года объем незавершенного строительства, находящегося в ведении воронежского дорожного департамента, увеличился по сравнению с 2015 годом на 312,9 млн рублей и составил 1,071 млрд рублей по 40 объектам. Особо отмечено, что в структуре этого незавершенного строительства числятся 29 объектов, финансовые вложения в которые были осуществлены еще в период 2001-2008 гг. на 439 млн рублей.
Члены коллегии в итоге приняли решение направить представление об устранении нарушений (хотя как их можно устранить?) в департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области. А заодно информационное письмо - губернатору Алексею Гордееву. Чтобы мог судить о работе своих подчиненных не только по бравурным отчетам этих же подчиненных.
Характерно, что Счетная палата уделила нашему региону такое нелицеприятное внимание в тот самый момент, когда Алексей Гордеев в роли лидера ведет на выборы большую межрегиональную группу «Единой России». Когда разворачивается избирательная кампания – такие сообщения могут испортить и настроение, и, самое главное, рейтинг.
Причем коллегия Счетной палаты состоялась еще в момент, когда в очередной раз активизировались предсказания политологов о возможном уходе Гордеева на работу в Москву – теперь уже в качестве избранного депутата Госдумы. Возможно, со стороны федеральных аудиторов это своего рода сигнал: мол, с такими подчиненными, как в дорожном департаменте, на многое рассчитывать не приходится.
Но, может, быть в Счетной палате про выборы и не думали вовсе. Просто люди занимаются своим делом и ловят за руку тех, кто и работает не так чтобы очень, и отчитывается с налетом непринужденного обмана.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии